Гимн Краснодарского краяГерб и флаг Краснодарского краяСимволы субъектов Краснодарского края Добавить в Избранное Сделать стартовой Назад
Главная :Связь
 
Разделы:
Памятники
Губернатор
Руководители края
Культура
История
Казачество
Вокруг рекламы
Природа
Эрудит
Культура
Библиотеки
Памятники
Песни
Фотоальбом
Разное
Экономика и сельское хозяйство
Сайт

Реклама
Кубанские
 
 
Экономика Краснодарского края

На пути к рыночной экономике
 

 

В первые годы перестройки кубанская промыш­ленность продолжала работать устойчиво, образовы­вались новые агропромышленные объединения, в пе­редовых районах создавались образцовые хозяйства.

В крае, как и по всей стране, в эти годы прошла кампания по борьбе с пьянством и алкоголизмом, кубанцы, используя собственный опыт в борьбе с ку­рением, приняли в ней активное участие. В начале XX в. уже проходила подобная акция. В 1913 г. в го­родах и станицах создавались кружки трезвости, про­водились выставки и безалкогольные свадьбы.

Результатом похода за «трезвый быт» в перестро­ечные годы второй половины XX в., как уже говори­лось выше, явилось нанесение серьезного ущерба целой отрасли народного хозяйства - виноградарству и виноделию, также как и экономике в целом. Пло­щади кубанских виноградников сократились с 62 до 42 тыс. гектаров, валовой сбор винограда уменьшил­ся в 2 раза.

Трагические события на Чернобыльской АЭС (ап­рель 1986) ускорили принятие Центром экономиче­ской реформы (1987). Главная ее направленность заключалась в переходе от преимущественно адми­нистративных к экономическим методам управления производством. Но существа административно-коман­дной системы реформа не затрагивала. Принимались законодательные акты с целью совершенствования управления экономикой, расширялась самостоятель­ность предприятий.

Баланс трудовых ресурсов в Краснодарском крае оставался напряженным. Сельское хозяйство, строи­тельство, некоторые промышленные предприятия ис­пытывали нехватку рабочей силы. Это объяснялось интенсивным развитием промышленного производ­ства, а также происходящими изменениями в структу­ре населения и сокращением базы трудовых ресурсов. За последние десять лет увеличилось число пенсионе­ров и на март 1987 г. достигло более 1 млн 200 тыс. человек, т. е. каждый четвертый житель в крае (сре­ди сельского населения каждый третий - пенсионер). Колхозы и совхозы также испытывали нехватку ра­бочих кадров, особенно во время уборочной страды.

В конце 1980-х годов большинство экономистов, хозяйственников, партийных руководителей призна­ли необходимость широкого развития рыночных от­ношений. Первый съезд народных депутатов СССР (май - июнь 1989) принял решение начать переход к новой модели экономического развития. В качестве ее составных частей рекомендовались: сокращение государственного вмешательства в управление народ­ным хозяйством, обновление отношений собственности и становление рынка. О целесообразности развития ры­ночной экономики, конкуренции и предприниматель­ства говорилось в решениях XXVIII съезда КПСС (июль 1990).

На рубеже 80-90-х годов были разрешены инди­видуальная трудовая деятельность и создание коопе­ративов по производству нескольких видов товаров. Широкими правами наделялись предприятия (Закон о государственном предприятии, 1987). На централь­ные планирующие организации возлагались обязан­ности по определению контрольных цифр хозяйствен­ного развития и размеров государственного заказа. Предприятия получили возможность продавать само­стоятельно сверхплановую продукцию. Однако отсутствие в экономике рыночных механизмов создавало трудности на пути реализации этого положения. был принят закон «Об общих началах предприниматель­ства в СССР». Он должен был содействовать форми­рованию экономических и правовых условий для раз­вития частного предпринимательства. На это были направлены и реорганизация банковской системы, создание коммерческих и кооперативных банков. Рас­ширилось привлечение в экономику иностранных инвестиций, создавались совместные с зарубежными фирмами предприятия.

К концу 1990 г. произошли изменения в органи­зации сельскохозяйственного производства. Появи­лись фермерские и частные крестьянские хозяйства. В стране насчитывалось около 50 тысяч фермерских хозяйств, в которых производилось около одного про­цента сельскохозяйственной продукции. Негосударствен­ный сектор - в коллективных и частных формах - по­лучал все более широкое распространение в экономике.

Экономическая реформа не улучшила положения дел в народном хозяйстве. В 1989-1990 гг. произошло резкое сокращение темпов роста производства промыш­ленной продукции (см. табл.). Увеличились размеры дефицита госбюджета, росла безработица. В начале 1990 г. численность безработицы в стране составила (по официальным данным) 6 млн человек. Темпы прироста промышленности *

1985 г.

1986 г.

1987г.

1988г.

1989г.

1990 г.

4-3,4

+ 4,1

+ 3,8

+ 3,9

+ 1,7

-1,2

* Даны в процентах к предыдущему году.

Летом 1990 г. Верховный Совет СССР принял по­становление «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике». Вслед за тем несколько вид­ных экономистов и хозяйственников разработали про­екты программ, получивших название антикризисных. Эти программы представляли собой альтернативные планы перехода к рыночной экономике. Авторами одной из них - «Программа 500 дней» - была группа экономистов во главе с С. С. Шаталиным и Г. А. Яв­линским.

Программа предусматривала децентрализацию экономики, перевод предприятий на аренду и прива­тизацию.

Было намечено снять контроль за ценами и допу­стить регулируемую безработицу. Программа, по мне­нию ее составителей, позволила бы в течение пятисот дней вывести страну из экономического кризиса. Од­нако для реализации был выбран более умеренный план, разработка которого велась под руководством директора Института экономики АН СССР Л. И. Абал­кина. В работе этой комиссии принимал участие гла­ва правительства Н. И. Рыжков. Программа Рыжко­ва - Абалкина предполагала сохранение на более длительный срок государственного сектора в эконо­мике, а также контроль со стороны государства над складывающимся частным сектором.

Политика реформирования экономики имела зна­чительные социально-экономические издержки. Резко сократилось производство не только промышленной, но и сельскохозяйственной продукции. Уменьшились реальные доходы большинства населения. Оставались нерешенными многие социальные проблемы, в том числе жилищная, продовольственная, экологическая. Обострение проблем труда и быта вызывало различ­ные формы социального протеста.

Многообразие форм собственности привело к по­явлению новых социальных категорий населения. Возникли социальные группы, владеющие средства­ми производства: члены кооперативов и лица, зани­мающиеся индивидуальной трудовой деятельностью. Сформировался социальный слой граждан, владею­щих значительными финансами.

С конца 1991 г. в качестве преемника СССР вы­ступает Российская Федерация. В числе первоочеред­ных задач нового руководства было принятие мер по выходу страны из экономического кризиса. Надле­жало создать новые органы управления народным хозяйством. V съезд народных депутатов (ноябрь 1991) предоставил президенту широкие полномочия ддя проведения экономических реформ. К началу 1992 г правительство, возглавляемое Е. Т. Гайдаром, разра­ботало программу радикальных реформ в области народного хозяйства. Центральное место в ней зани­мали меры по переводу экономики на рыночные ме­тоды хозяйствования.

Основная роль в процессе перехода к рынку отво­дилась приватизации государственной собственности. Ее результатом должно было стать превращение час­тного сектора в преобладающий сектор экономики. Предусматривались жесткие меры налогового обло­жения, либерализация цен и усиление социальной помощи малоимущей части населения.

Либерализация цен вызвала резкий скачок инф­ляции. За год потребительские цены в стране вырос­ли почти в 26 раз. Снизился уровень жизни населе­ния - на 50 процентов от уровня начала 90-х годов. Заморожены денежные вклады граждан, хранившие­ся в Сбербанке.

В Краснодарском крае, как и по всей стране, на­чалась передача государственной или муниципальной собственности (земельных участков, промышленных предприятий, банков, средств транспорта и связи, зда­ний, акций, культурных ценностей) за плату или без­возмездно в частную собственность. Создавались фер­мерские хозяйства. Более активно эта работа стала проводиться после опубликования Указа Президента Российской Федерации Б. Ельцина «Об ускорении прива­тизации государственных и муниципальных предпри­ятий» (29 января 1992).

Однако изменение форм собственности не повысило эффективности производства. В 1990-1992 гг. ежегод­ное падение производства составляло 20 процентов. К середине 90-х годов тяжелая промышленность ока­залась практически разрушенной. Так, станкострое­ние работало лишь вполовину своих мощностей. Одной из последствий приватизационной политики стал распад энергетической инфраструктуры.

Вхождение Кубани в рыночную экономику про­ходило так же болезненно, порой противоречиво, как и по всей России. Тем не менее этот процесс приобре­тал необратимый характер. Начали устанавливаться качественно новые взаимосвязи между товаропроиз­водителями, платежный спрос все более становился регулятором производства.

В течение 1992 г. все отрасли народнохозяйствен­ного комплекса Кубани претерпели структурные из­менения с определением организационно-правовых форм деятельности. Образовалось более 26 тысяч раз­личных формирований: частных и малых предприя­тий, товариществ, акционерных обществ, совместных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств. 1305 предприятий малого и среднего бизнеса произ­вели продукции на 16,9 млрд рублей; в торговле 6956 новых экономических структур - на 10 млрд (12% от общего товарооборота); в сфере быта 1426 предпри­нимательских структур   оказали услуг населению на сумму 2,8 млрд рублей.

За 1992 г. в крае приватизировано 1732 предприя­тия. В их числе 665 предприятий бытового обслужи­вания, 349 - розничной торговли, 275 - обществен­ного питания, 64 - автотранспортных и авторемонтных. На 1 января 1993 г. на Кубани приватизировано 165 промышленных предприятий (9%), в строитель­стве - 240 предприятий (10,7%).

По способам приватизации ведущее место зани­мала аренда с последующим выкупом (52,6%) и по коммерческому конкурсу (36,5%). Продажа с аукци­она составила 7,3 процента от общего числа привати­зированных предприятий. Получено денежных средств от приватизации 1 млрд 833 млн рублей, из них в республиканский бюджет поступило 408 млн, в кра­евой - 507 млн рублей.

В ходе реализации земельной реформы перереги­стрировано 408 хозяйств (70%). Коллективы 75 хозяйств (18% от числа перерегистрированных) приня­ли решение о сохранении статуса своего хозяйства остальные 333 хозяйства - реорганизованы. На базе реорганизованных колхозов и совхозов создано 335 то­вариществ с ограниченной ответственностью (акци­онерные общества закрытого типа), 8 акционерных обществ открытого типа, 16 ассоциаций крестьян­ских (фермерских) хозяйств, 8 сельскохозяйственных кооперативов, 10 прочих форм хозяйствования. Общее число крестьянских хозяйств на 1 января 1993 г. со­ставило 16,1 тысячи с площадью 256,2 тыс. гектара, в среднем по 16 гектаров на хозяйство. В 1992 г. ими произведено зерна 109 тыс. тонн (1,5%), сахарной свеклы 216 (4,2%), подсолнечника - 51 (8,8%), кар­тофеля - (1,5%), овощей - 17 тыс. тонн (2,6%).

В личных подсобных хозяйствах населения полу­чено 489 тыс. тонн картофеля (89%), 316 тыс. тонн овощей (49%). Урожайность зерновых в фермерских хозяйствах по сравнению с коллективными была ниже на 14,3 центнера, сахарной свеклы - на 48, подсол­нечника - на 2,7, картофеля - на 21 центнер; только по винограду была выше на 12,6 центнера.

Сократились закупки зерновых культур на 1 млн тонн, подсолнечника - на 231 тыс., овощей - на 182, плодов и ягод - на 58 тыс., корней сахарной свеклы -на 2,4 млн тонн. Объем поставок в государственные ресурсы скота и птицы выполнен на 91, молока - на 83 процента. В 1992 г. реализовано скота и птицы 427,4 тыс. тонн - на 20 процентов меньше, чем в 1991 г. Падение производства стало следствием со­кращения поголовья скота, снижением его продук­тивности, слабой кормовой базы. Средний удой мо­лока от коровы в сельскохозяйственных предприятиях уменьшился на 513 килограммов, численность ко­ров сократилась на 43,6 тыс. голов. Из-за недостатка сырья перерабатывающие предприятия агропромыш­ленного комплекса уменьшили производство мяса, колбасных изделий, мясных полуфабрикатов, цель­номолочной и маргариновой продукции.

Несмотря на сложное в целом финансовое положе­ние предприятий и организаций (неплатежи на конец 1992 г. составили 1285 млн рублей), общая сумма полученной за год прибыли составила 151,1 млрд руб­лей. Убытки допустили 657 предприятий и организа­ций, или 17,8 процента от общего числа, на сумму 2,2 млрд рублей. Из всех видов деятельности наибо­лее убыточными оказались жилищно-коммунальное хозяйство, электрический транспорт, пятая часть ав­томобильного транспорта, треть предприятий быто­вого обслуживания.

Потребительские цены на товары народного по­требления и услуги за 1992 г. выросли в 18 раз, на отдельные товары - в 20-60, на мясо и мясопродук­ты - в 12, консервы рыбные, масло растительное - в 2,2, консервы мясные - в 26, сахар - в 40, маргари­новую продукцию - в 63 раза.

Выпуск товаров народного потребления снизился на 17,9 процента. Повышение розничных цен привело к резкому уменьшению потребительского спроса: за 1992 г. розничный товарооборот сократился на 31,2 про­цента.

В народном хозяйстве края на конец 1992 г. было занято 1 млн 721 тыс. человек, что на четыре процен­та меньше по сравнению с соответствующим перио­дом прошлого года. Возрос поток граждан, обращаю­щихся за помощью в трудоустройстве в центры занято­сти. За год на учет поставлено около 55 тыс. человек, что в 5 раз больше, чем в предыдущий. Среди безработ­ных более 70 процентов составили уволенные по сокра­щению кадров, 81 процент из общей численности -женщины; каждый пятый безработный - в возрасте от 16 до 29 лет.

Проведение экономической реформы, направлен­ной на оздоровление финансов, без должного внима­ния к первооснове - производству, а также довольно высокий уровень монополизации производства при­вели к резкому ухудшению положения в производ­ственной сфере. В 1995 г. экономическая ситуация в История Кубани

крае характеризовалась замедлением развития инф­ляционных процессов: произошло дальнейшее со­кращение объемов производства промышленной и сельскохозяйственной продукции на 7-8 процентов (1994 г. - 18%), объемов розничного товарооборота -на 7 процентов (1994 г. - 16%), среднемесячные темпы инфляции составили 7,6 процента (1994 г. - 9,2%).

Объективные трудности в развитии отраслей эко­номики привели к снижению уровня жизни значи­тельной части населения края, уменьшению реаль­ной заработной платы и пенсий, росту безработицы. На щедрой кубанской земле возникла массовая бедность. В 1997 г. в крае было зарегистрирова­но 1 млн 220 тыс. малообеспеченных граждан, нахо­дящихся на грани выживания, из них половина (562 тыс. чел.) - за чертой бедности.

К 1997 г. основу экономического потенциала края составляют агропромышленный и топливно-энергети­ческий комплексы, многопрофильное машинострое­ние, приборостроение, химическая и легкая промыш­ленность, деревообработка. Образовано 22,9 тысячи крестьянских и фермерских хозяйств (350 тыс. га зем­ли). Занимая 2,2 процента от общей площади сельс­кохозяйственных угодий в Российской Федерации и 3 процента пашни, агропромышленный комплекс Ку­бани производил свыше 5 процентов валовой сель­скохозяйственной продукции России, в том числе пше­ницы - 10, сахарной свеклы - 26, подсолнечника -25, плодов и ягод - 16, винограда - 49, риса - 60 про­центов от валового сбора этих культур в стране.

К 1997 г. объем материального производства со­ставил соответственно: сельского хозяйства - 17,5, промышленности - 16,2, строительства - 11,5, тор­говли и общественного питания - 9,9, транспорта и связи - 12 процентов.

За период 1998-2001 гг. промышленный комп­лекс Кубани занял одно из ведущих мест среди реги­онов, входящих в Южный федеральный округ России ской Федерации. Эти годы характеризуются восста­новлением производства после длительного периода спада и переходом к стадии роста. Произошло уве­личение производства во всех основных отраслях промышленности. Наибольший рост наблюдался в ма­шиностроении и металлообработке, в лесной и дере­вообрабатывающей промышленности, в промышлен­ности строительных материалов, легкой и пищевой промышленности. Увеличение производства в этих отраслях произошло за счет наращивания выпуска сельскохозяйственной техники, металлорежущих и деревообрабатывающих станков, продуктов питания.

Поступательное развитие экономики сопровожда­лось сменой приоритетов. Ускоренное развитие полу­чила топливная отрасль (ее доля за три года возросла с 6,2 до 11%), машиностроение и металлообработка (8-9,7%), легкая промышленность (1,3-2,4%). Замет­но отставали электроэнергетика, химическая и неф­техимическая промышленность.

Предприятия топливно-энергетического комплек­са обеспечили потребности отраслей и населения края в топливе, электроэнергии и нефтепродуктах, вклю­чая поставки на экспорт. Увеличился объем первич­ной переработки нефти на предприятиях нефтепере­рабатывающей промышленности края и в 2001 г. составил около 5 млн тонн (по сравнению с 1998 г. увеличение в 2,1 раза).

Позитивному развитию топливно-энергетического комплекса способствовало увеличение объемов капи­тальных вложений. За три года восстановлены ранее законсервированные скважины, внедрены на разра­батываемых месторождениях новые технологии, вел­ся активный поиск новых месторождений.

Вместе с тем экономическое положение отрасли остается еще сложным. Низкая платежеспособность потребителей электроэнергии, газа, нефтепродуктов и ограниченность оборотных средств у предприятий негативно сказываются на темпах реализации про­граммных мероприятий по реконструкции и модер­низации предприятий.

В машиностроении и металлообработке в 2001 г. объем производства составил 6,8 млрд рублей против 1,8 млрд в 1998 г. За период с 1999 по 2001 г. объем промышленной продукции увеличился в 2,3 раза. Наблюдается увеличение спроса внутреннего рынка на продукцию приборостроения, сельскохозяйствен­ного машиностроения и станкостроения, а также рас­ширение инвестиционного и потребительского спроса.

В результате принятых мер по стабилизации эко­номики предприятия машиностроения увеличили про­изводство металлорежущих и деревообрабатывающих станков, зерноуборочных комбайнов, компрессоров, электродвигателей, приборов и средств автоматизации, сельскохозяйственной техники. Сократился удельный вес химической промышленности - с 2,7 процента в 1998 г. до 1,9 в 2001-м.

Производство продукции пищевой промышленно­сти возросло в 2001 г. на 45,2 процента (к 1998 г). Уве­личение выпуска продовольственных товаров обеспе­чивалось за счет увеличения сборов сельскохозяй­ственных культур, объемов производства животновод­ческой продукции и вытеснения импортных товаров.

Администрация Краснодарского края постоянно оказывает помощь предприятиям по изысканию ре­зервов в наращивании объемов производства продук­ции и повышении ее конкурентоспособности, посколь­ку пищевая промышленность формирует почти половину налогооблагаемой базы промышленного комплекса края в целом. В период с 1999 по 2001 г. в результате расширения ассортимента и улучшения товарного вида изделий, дальнейшей переориентации спроса населения на отечественное продовольствие отмечался рост выпуска практически всех основных продовольственных товаров.

В сельском хозяйстве края преодолена тенденция сокращения посевных площадей. С 1998 по 2001 г. по­севные площади возросли с 3235 до 3765 тыс. гектаров (16%). Зерновые культуры размещены на 2103 тыс. гектаров против 1464 тыс. в 1998 г. Урожайность зер­новых культур в хозяйствах всех категорий в 1998 г. составила 24,1 центнера, в 2001 г. - 39 (с 1 га). Производство зерна за три года увеличилось в 2,3 раза и составило в 2001 г. 7981 тыс. тонн. Прирост урожай­ности обеспечен практически по всем основным сель­скохозяйственным культурам: сахарной свеклы - в 1,7 раза, подсолнечника - на 10, овощей - на 12, пло­дов и ягод - на 150, винограда - на 30 процентов.

В крае наблюдается положительная динамика развития транспорта и связи, что соответствует об­щим позитивным тенденциям в экономике в посткри­зисный период. Платежеспособный спрос населения и отраслей экономики на транспортные услуги обес­печивался в полном объеме. За три года объемы гру­зовых перевозок возросли в целом на 8,7 млн тонн (9%) - основной прирост обеспечен железнодорож­ным (1,5 раза), трубопроводным (1,3 раза), грузовым автомобильным (13%). В трубопроводном транспорте завершено строительство нефтепровода Тенгиз - Но­вороссийск (проектная мощность 28 млн т) и газо­провода Россия - Турция «Голубой поток». По дну Черного моря проложено более 210 километров труб, по равнинной части - 39, в горной части - 37 кило­метров. Объем перевалки нефти основным предприя­тием отрасли - ОАО «Черномортранснефть» составил свыше 51 млн тонн.

В 2001 г. в экономике края было занято 2237,5 тыс. человек. По сравнению с 1998 г. прирост составил 169,3 тыс. человек (8,2%). Эта тенденция отмечается именно с 1998 г. Существенно повысился инвестици­онный потенциал Кубани. В 2001 г. в рейтинге рос­сийских регионов Краснодарский край занял 10-е место. Объем инвестиций в основной капитал в реги­оне за три анализируемых года вырос в 2,2 раза и составил в 2001 г. 60,7 млрд рублей.

За 1998-2001 гг. в развитие экономики вложено свыше 1,6 млрд долларов США иностранных инвес­тиций. Кубань занимает третье место в стране по раз­мерам прямых иностранных инвестиций. Большая часть - 1,3 млрд долларов США - вложена в строи­тельство Каспийского трубопровода по транспортировке нефти из Казахстана на международный рынок че­рез порт Новороссийск.

Помимо КТК на территории края работают свыше 300 совместных предприятий с участием иностран­ных фирм. К числу крупных иностранных инвесто­ров Кубани относятся компания «Шеврон». Компа­ния «Филип Моррис» осуществляет комплексную программу реконструкции табачной фабрики в Крас­нодаре. Компания «Кнауф» реализует проект по про­изводству металлопрофиля на комбинате «Кубанский гипс-Кнауф». В Тимашевском районе компания «Тетра-Пак» осуществляет реконструкцию и модерниза­цию предприятий по производству современного упа­ковочного материала.

Важнейшим инструментом реализации инвести­ционной политики являются программы, обеспечива­ющие наиболее эффективное использование финан­совых ресурсов для решения приоритетных задач развития региона. В 1996 г. была принята программа социально-экономического развития края на период 1996-2000 гг., которой придан статус федеральной. Программа охватывала важнейшие сферы экономи­ки края, включала более ста проектов, ее стоимость в ценах 2001 г. составляла 356,6 млрд рублей. За 1996-2001 гг. на выполнение программных мероприятий было использовано 65,8 млрд рублей.

Большая часть проектов вошла в федеральную целевую программу «Юг России», реализация кото­рой началась в 2002 г. Один из приоритетов програм­мы - создание инфраструктуры курортов городов Сочи, Анапы, Геленджика, Темрюка.

Администрация Краснодарского края в своей де­ятельности активно использовала федеральные про­граммы как инструмент государственной поддержки региона. Объекты Кубани были включены в такие программы, как «Дети России», «Плодородие», «До­роги России XXI», «Жилище», «Развитие образова­ния», «Федеральная миграционная программа» и др. В 2001 г. на территории края осуществлялась реали­зация 27 федеральных программ.

Аналогичным инструментом инвестиционной по­литики администрации края в осуществлении поддер­жки региональных приоритетов является комплекс краевых целевых программ. В настоящее время их свыше 50-ти. Это программы по развитию сельскохо­зяйственного машиностроения, энергосберегающим технологиям, АПК, «Реабилитация инвалидов», «Мо­лодежь Кубани» и др.

Краснодарский край можно сравнить с большой стройкой. Здесь самый развитый в стране агрокомплекс, осуществляются крупнейшие в России транс­портные проекты (КТК, «Голубой поток»), увеличи­ваются портовые мощности, создается лучшая в России сеть автомобильных дорог, вводятся в действие но­вые мощности по производству сельскохозяйственной техники. Приоритетным является повышение конку­рентоспособности экономики, позволяющей обеспе­чить устойчивое развитие края, стабильную занятость населения, увеличение вклада региона в экономику России, интеграцию хозяйственного комплекса Ку­бани в систему международного разделения труда.

Важно подчеркнуть, что краевая власть не толь­ко говорит о проблемах, но и реально работает над их разрешением. В 2002 г. получен рекордный уро­жай зерна - 8 млн тонн. Темпы роста валового реги­онального продукта вдвое превышают среднероссийс­кие показатели. Кубань занимает первое место в России по объему привлеченных инвестиций на душу населения. Кубань сегодня - это регион-лидер, кото­рый не боится начинать новые перспективные проекты.

Одной из важнейших тенденцией развития совре­менной России является регионализация. Это низший (в данном случае это не качественная, но количествен­ная характеристика) уровень регионализации - мик­роуровень, обуславливаемый своеобразием экономического, политического поведения территориальных сообществ внутри страны, стремлением их к куль­турной замкнутости и самодостаточности, иногда - к сепаратизму. Данный процесс сопровождает экономи­ческая и этнокультурная дифференциация, становле­ние и развитие местных политических элит, эконо­мическое самоопределение региона.

Краснодарский край - административно-террито­риальное образование. В географическом отношении «внутри» края располагается Адыгейская президент­ская республика (национально-территориальное об­разование), исторически тесно связанная с Красно­дарским краем в экономическом, этнокультурном, политическом отношениях. Краснодарский край и Адыгея составляют определенную целостность как природно-климатическая зона, географическая терри­тория, экономический и хозяйственно-экологический район. То есть указанные субъекты федерации объ­единены общностью социально-экономических, наци­онально-культурных условий. Таким образом, Крас­нодарский край и Адыгея могут быть рассмотрены как целостность, определяемая в науке понятием «ре­гион». Это не противоречит нормативно-правовой базе РФ, поскольку в указе Президента РФ «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» под регионом понимается часть террито­рии РФ, обладающая общностью природных, социаль­но-экономических, национально-культурных и иных условий. При этом отмечается, что регион может со­впадать с границами территории субъекта РФ либо объединять территории нескольких субъектов РФ.

На сегодняшний день регионализация опирается на такие объективные составляющие, как: государ­ственное и территориальное устройство; географические и климатические условия, природные ресурсы; народо­население, его динамика, расселение и урбанизация; этнический состав населения; экономико-географиче­ское состояние; трудовые ресурсы. К субъективным, но не менее важным аспектам следует отнести общность социальной идентичности, возможной на осно­ве объективной исторической общности судеб наро­дов региона, грамотной культурно-просветительной работы, сознательного отказа от «анклавной» ментальности, сепаратизма, нагнетания религиозной и национальной розни.

Правовая база деятельности субъектов федерации создавалась на протяжении последних 10-12 лет. К ос­новным законам относятся Конституция Российской Федерации 1993 г., в соответствии с которой Россия представляет собой федеративное государство, состо­ящее из республик, краев, областей, городов феде­рального значения, автономной области, автономных округов. Структурная неоднородность регионов, эко­номические, социальные, экологические, этноконфессиональные различия предопределили появление ука­за Президента РФ 1996 г. «Основные положения региональной политики в Российской Федерации». Указ предполагал целенаправленное развитие регио­нов с учетом указанных факторов, определяющих их своеобразие. Поскольку центр не всегда мог эффек­тивно решать задачи по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов, то региональные органы государственной власти са­мостоятельно развивали деятельность в этом направ­лении. При этом не всегда законотворчество, экономи­ческая деятельность учитывали интересы всех групп населения регионов, федерации в целом, что привело к целому ряду негативных явлений, в том числе - стремлению к хозяйственной и политической автар­кии, активизации националистических организаций, ущемлению прав и интересов нетитульных наций и народов.

Таким образом, процессы регионализации на се­годняшний день содержат в себе две противоречивые тенденции - необходимость расширения полномочий субъектов федерации при необходимости укрепления государственного единства и вертикали исполнитель­ной власти, недопущения роста сепаратизма и нарастания межнациональной розни, ущемления прав всех жителей России.

Задача укрепления властной вертикали и государ­ственной целостности отчасти решается созданием федеральных округов. В мае 2000 г. на территории РФ указом Президента было создано семь федераль­ных округов. Краснодарский край вошел в Южный федеральный округ (ЮФО) с центром в г. Ростове-на-Дону, куда также вошли: Республика Адыгея, Рес­публика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабарди­но-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Север­ная Осетия - Алания, Чеченская Республика, Ставро­польский край, Астраханская область (всего 13 субъек­тов).

Необходимость реорганизации деятельности орга­нов государственной власти на местах отражена в федеральном законе (2000 г.) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». На основе этого Закона деятельность региональных органов регули­руется Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями республик, уставами краев, областей, городов федерального значения, автономной облас­ти, автономных округов. Необходимость такого За­кона диктовалась многочисленными нарушениями региональными органами государственной власти Конституции РФ при принятии местных нормативно-правовых актов. Основные положения Закона требу­ют от местных законодательных органов соблюдения государственной целостности РФ, верховенства основ­ных федеральных законов - в том числе Конститу­ции РФ. При этом Закон оставляет свободу действия в построении органов местного самоуправления и их деятельности.

Практически основные задачи решения региональ­ных проблем в новом политико-правовом поле легли на главу исполнительной власти Краснодарского края.

Пятого января 2001 г. состоялось торжественное за­седание Законодательного Собрания Краснодарского края, посвященное вступлению в должность главы администрации края А. Н. Ткачева. Согласно ст. 36 закона Краснодарского края о выборах главы адми­нистрации края председатель краевого суда А. Д. Чер­нов привел А. Н. Ткачева к присяге. На первой пресс-конференции после избрания в 2000 г. он заявил, что политику в крае будут определять губернатор и Зако­нодательное Собрание края (ЗСК). А главная цель этой политики - укрепление и развитие экономики, социаль­ной сферы, повышение жизненного уровня населения. Новый губернатор провел реорганизацию струк­туры краевой власти, краевой администрации. Преж­де всего была упразднена такая структура, как пра­вительство Кубани. Это упрощало само управление, укрепляло вертикаль исполнительной власти. 19 июня 2002 г. Законодательное Собрание края принимает закон Краснодарского края «О внесении изменения и дополнения в Закон Краснодарского края «О струк­туре высшего исполнительного органа государствен­ной власти Краснодарского края - Администрации Краснодарского края и схеме управления Краснодар­ским краем». 26 июня 2002 г. губернатор края этот закон подписал.

Новая структура администрации выглядела так: глава края, два первых заместителя, шесть заместите­лей главы администрации края - по проблемам про­мышленности, транспорта и связи, по строительству, архитектуре и жилищно-коммунальному комплексу, по вопросам образования, культуры, здравоохране­ния, социальной защиты населения, по развитию Азово-Черноморского побережья, санаторно-курорт­ному комплексу и туризму. Заместителем главы ад­министрации края является руководитель аппарата администрации, курирующий вопросы собственности руководитель департамента имущественных отноше­ний. Данная реорганизация была проведена с целью укрепления экономической основы края, увеличения бюджета. Создано совершенно новое направление в экономической политике края - блок по развитию Азово-Черноморского побережья, санаторно-курорт­ному комплексу и туризму.

Предшествующий губернатор Н. И. Кондратенко оставил солидный багаж новому губернатору. Уда­лось остановить распад аграрного сектора Кубани, определить приоритеты и создать условия для дина­мичного развития сельского хозяйства, перерабаты­вающей промышленности; удержать свертывание промышленного производства, строительных и транс­портных предприятий, отстоять морские порты; обес­печить социальную защиту ветеранам войны и труда, детям, учителям, врачам, культработникам, в целом социальной сферы от дефолта 1998 г. и других ре­форматорских потрясений.

Основные направления деятельности краевых влас­тей видны из следующего: в 2001 г. из всех принятых ЗСК нормативно-правовых актов 179 (40,3%), были посвящены вопросам государственности, государствен­ного управления и местного самоуправления; вопросам финансов, хозяйственной деятельности и окружаю­щей среде - 131 (29,5%); вопросам развития социо­культурной сферы и человека - 25 (5,6%); социаль­ной политике - 11 (2,5%); внутренней деятельности ЗСК - 98 (22,1%).

Действующему губернатору и его команде за послед­ние два года удалось достичь впечатляющих резуль­татов. Только в 2002 г. бюджет вырос на 26 процентов по сравнению с 2001 г. Приоритетным направлением была и остается социальная сфера: выплата зарпла­ты работникам бюджета, а также детских пособий, финансирование защищенных статей и программ. Рост финансирования наблюдается в здравоохранении (26%), образовании (27%), социальной политике (28%).

2002 г. сопровождался неординарными событиями и трудностями. Природные катаклизмы, четырежды потрясшие край, внесли свои коррективы и в работу

основных бюджетообразующих отраслей. Сельское хозяйство, курортно-туристический комплекс ока­зались в кризисной ситуации. В этих условиях была проведена настоящая диверсия - информационная истерия вокруг курортов в период наводнения в степ­ных районах, цель которой состояла в одном - сорвать курортный сезон в крае. (Событие того же порядка -стремление дискредитировать молочную промышлен­ность края в связи со случаями отравления населения.)

Однако по социально-экономическим показателям Краснодарский край вышел на первые позиции не толь­ко на юге России, но и в целом в РФ. Валовой реги­ональный продукт превысил 227 млн рублей. Наиболее высокие темпы развития по сравнению с 2000 г. достигнуты в легкой промышленности - в 2,8 раза, машиностроении и металлообработке - в 1,5 раза, производстве строительных материалов - в 1,3 раза.

Шестьдесят процентов доходов в бюджет дают пред­приятия промышленности, транспорта и связи. Про­мышленность Кубани занимает одно из ведущих мест в ЮФО, не уступая таким субъектам федерации, как Ленинградская область, Хабаровский край. Наблю­дается тенденция роста экономики - за 9 месяцев 2002 г. объем промышленного производства вырос на 13 процентов. Наиболее весомый вклад внесли пищевая, металлообрабатывающая промышленность, предприятия транспорта, связи и электроэнергетики.

Большую лепту в экономику края вносит столица Кубани - Краснодар. С 1999 по 2002 г. в нем побы­вали 68 делегаций различных зарубежных посольств. Практический результат - два-три новых совместных предприятия после каждого посещения. В Краснодаре работает 123 предприятия с иностранным капиталом. Среди них 13 американских, 12 турецких, 11 кипр­ских, 9 немецких. Поступления от них составляют 25 процентов бюджета города. Экономику Краснодара, ее динамичное развитие характеризует выросший вдвое бюджет, рост объема производства - 17,6 процента. Это больше среднекраевого показателя и вчетверо выше среднероссийского.

Краснодар производит 24 процента от объема кра­евой промышленной продукции. В городе мощная сельхозперерабатывающая промышленность - 30 пред­приятий, 45,5 тыс. гектаров обрабатываемой земли. Около 30 отраслевых научных институтов позволяют на хорошем уровне вести сельское хозяйство. Насе­ление Краснодара составляет 15 процентов от обще­краевой численности.

За последние два года объемы промышленного производства в Краснодаре выросли (в сопоставимых ценах) на 26,9 процента. Значителен объем подряд­ных работ, выполненных городскими строителями (27,2%, по краю - 4,2%). Объем инвестиций в основ­ной капитал вырос с 4,9 млрд в 2000 г. до 8,2 в 2002-м (прибавка в 7,2%).

Общий экономический рост положительно сказал­ся на экономике городов Кубани в целом. Показате­лен такой факт: по сравнению с 2001 г., когда толь­ко четыре города были донорами, к ним прибавилось 12 муниципальных образований.

Довольно успешна инвестиционная политика края. Только на первой широкомасштабной презентации эко­номического потенциала Краснодарского края «Кубань-2002» было заключено договоров на 30 млн долларов. Всего инвестиции в экономику края при А. Н. Ткаче­ве перевалили за 2 млрд долларов. В 2003 г. активи­зировались усилия по привлечению инвесторов. Пре­дусмотрена реализация ряда крупных проектов в перерабатывающей промышленности - в частности, строительство первого в России завода фирмы «Бон-дюэль» по производству консервированной кукуру­зы, в машиностроении - возведение предприятия по производству комбайнов фирмы «Клаас». На транс­порте завершаются работы на газопроводе Россия -Турция «Голубой поток». Возможно решение вопроса о начале строительства второй очереди Каспийского тру­бопровода. Продолжится развитие портовых мощ­ностей, курортов, реконструкция железнодорожных дорог и нефтеперерабатывающих заводов. Интересен проект по строительству транспортного перехода между Керченским и Таманским полуостровами. Протяжен­ность трехтоннельного перехода, по которому будут проходить передвижная платформа для автотранспор­та, две железнодорожные линии, составит 15 километ­ров. В год через него будет переправляться до 150 тонн груза и 15 млн пассажиров. На строительство транс­портного перехода потребуется 700-800 млн долларов. Свою заинтересованность в строительстве проявили финансово-промышленные группы из США, Китая, стран Африки. Строительство тоннеля рассчитано на три - три с половиной года.

Достигнуть таких успехов удалось за счет активно­го использования новых технологий, кадрового по­тенциала, привлечения инвестиций. Администрация осуществляет финансирование приоритетных отрас­лей в виде бюджетного кредитования на конкурсной основе, субсидирования части процентной ставки, поддержки и финансирования инновационных раз­работок, государственного заказа, организации выс­тавок, налоговых льгот в соответствии с федеральны­ми и краевыми законами.

В ноябре 2002 г. в Краснодаре открылась IX Меж­дународная южная окружная специализированная агропромышленная выставка. Она еще раз подтвер­дила, что Кубань является лидером в сельхозпроизводстве. Второй год подряд на Кубани собираются рекордные урожаи зерна. Более ста наименований сельхозпродукции производится на полях края. Он дает 10 процентов всего производимого в России хлеба, выращивает весь рис, табак, цитрусовые, до 30 про­центов - пропашно-технических культур. Аграрный сектор Кубани наиболее привлекателен для инве­сторов.

Однако следует признать, что нет внятной полити­ки государства в сельском хозяйстве. Отсутствие госу­дарственной поддержки привело к тому, что крестьяне вынуждены были продавать высококачественную про­довольственную пшеницу от 80 к. до 1 р. 20 к. за 1 кг. То же зерно перепродавалось за рубеж уже по цене 70-90 дол за тонну, т. е. от 2 р. 20 к. до 2 р. 70 к. за 1 кг. В результате непосредственные производители недополучили 2,5 млрд рублей.

Важнейшим направлением деятельности краевых властей является регулирование миграционных по­токов, напрямую связанных с национальной и регио­нальной безопасностью, экономической устойчивостью. На конец 1990-х годов население края составляло более 5 млн человек. На Кубани проживает: русских -4300 тыс., армян - 233 тыс., украинцев - 200 тыс., бе­лорусов - 40 тыс., греков - 30 тыс., немцев - 20,2 тыс., адыгейцев - 19,8 тыс. человек. Численность предста­вителей других народов и национальностей (более двух десятков) не превышает одного процента всего насе­ления. Плотность населения - 66,4 человека на квад­ратный километр (в городах - 54%, на селе - 46%). В Адыгее проживает около 450 тыс. человек; в том числе русских - 67,3, адыгейцев - 23 процента. Все­го на территории Краснодарского края и Адыгеи про­живают представители 80 этносов.

Миграционные процессы на Кубани протекают с особой интенсивностью, что объясняется привлекательно­стью региона для переселенцев. В 1992 г. в край при­было 186,9 тыс. человек, миграционный прирост со­ставил 91,9 тыс. человек; в 1993 г. - 170,1 и 80 тыс. соответственно; в 1994 г. - 173,7 и 90; в 1995 г. -157 и 68; в 1996 г. - 133,6 и 53,6; в 1997 г. - 118,3 и 33,3; в 1998 г. -- 104,5 и 21,9; в 1999 г. - 111,4 и 28,6; в 2000 г. - 97,5 и 22,6. С 1 сентября 1992 г. по 1 января 1999 г. только вынужденных переселенцев на территорию края мигрировало 48 396 человек. В том числе 86,25 процента - русских; 4,2 - армян; 3,7 -украинцев; остальных - менее 6 процентов. В 1996-2000 гг. край принял 4 процента всех мигрантов из стран Балтии и СНГ, когда население края составля­ет 3,5 процента от общего числа жителей РФ.

Краевые власти активно пытаются регулировать данные процессы. В январе 1993 г. были внесены пред­ложения администрации края к указу Президента РФ «О защите интересов Краснодарского края». В том числе - об оборудовании и защите границ с Грузией и Чечней; о предоставлении права администрации ус­танавливать квоты по приему вынужденных мигран­тов; о придании Сочи статуса приграничного города; о введении особого паспортного режима.

Особенностью расселения армян, греков, немцев, турков-месхетинцев (с 1990 г. на территории края проживают 13,4 тыс. турок-месхетинцев, в том числе без прописки - 12 855 тыс.) на территории края яв­ляется неравномерность и компактность. При кон­центрации этнических мигрантов свыше 10 процентов создаются условия для возникновения межнаци­ональных конфликтов. Участившиеся случаи преступ­лений со стороны езидов (курдский субэтнос - языч­ники), турок-месхетинцев, совершенно неприемлемых для российской ментальности, приводят к крайне не­гативной реакции со стороны местного населения. Немаловажное значение имеет тот факт, что места компактного расселения этнических групп находят­ся в стратегически важных районах края - на погра­ничных территориях, побережье, важнейших транс­портных магистралях.

Итак, на сегодняшний день Краснодарский край занимает важнейшее место в агропромышленном ком­плексе РФ, поступательно развивает экономику, при­влекает инвестиции. Местные органы государствен­ной власти успешно решают задачи по формированию правого поля края, разграничению полномочий и вза­имодействия с федеральными властями, созданию устойчивой системы местных органов самоуправле­ния. Благоприятные природные условия, динамично развивающаяся экономика делает край привлекатель­ным для мигрантов. Вопросы регулирования данных процессов напрямую связаны с экономикой края, национальной безопасностью и требуют активного сотрудничества на всех уровнях власти и законода­тельных органов. На данном этапе отмечена эффек­тивность и успешность деятельности краевых властей по формированию региональной политики, экономи­ки, нормативно-правовой базы региона.

 

 

 
 
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения
Место для рекламы
Центральная городская библиотека им. А. С. Пушкина
Назад Наверх  
© 2007-2018 Igor Borowski