В первые годы перестройки кубанская промышленность продолжала работать устойчиво, образовывались новые агропромышленные объединения, в передовых районах создавались образцовые хозяйства.
В крае, как и по всей стране, в эти годы прошла кампания по борьбе с пьянством и алкоголизмом, кубанцы, используя собственный опыт в борьбе с курением, приняли в ней активное участие. В начале XX в. уже проходила подобная акция. В 1913 г. в городах и станицах создавались кружки трезвости, проводились выставки и безалкогольные свадьбы.
Результатом похода за «трезвый быт» в перестроечные годы второй половины XX в., как уже говорилось выше, явилось нанесение серьезного ущерба целой отрасли народного хозяйства - виноградарству и виноделию, также как и экономике в целом. Площади кубанских виноградников сократились с 62 до 42 тыс. гектаров, валовой сбор винограда уменьшился в 2 раза.
Трагические события на Чернобыльской АЭС (апрель 1986) ускорили принятие Центром экономической реформы (1987). Главная ее направленность заключалась в переходе от преимущественно административных к экономическим методам управления производством. Но существа административно-командной системы реформа не затрагивала. Принимались законодательные акты с целью совершенствования управления экономикой, расширялась самостоятельность предприятий.
Баланс трудовых ресурсов в Краснодарском крае оставался напряженным. Сельское хозяйство, строительство, некоторые промышленные предприятия испытывали нехватку рабочей силы. Это объяснялось интенсивным развитием промышленного производства, а также происходящими изменениями в структуре населения и сокращением базы трудовых ресурсов. За последние десять лет увеличилось число пенсионеров и на март 1987 г. достигло более 1 млн 200 тыс. человек, т. е. каждый четвертый житель в крае (среди сельского населения каждый третий - пенсионер). Колхозы и совхозы также испытывали нехватку рабочих кадров, особенно во время уборочной страды.
В конце 1980-х годов большинство экономистов, хозяйственников, партийных руководителей признали необходимость широкого развития рыночных отношений. Первый съезд народных депутатов СССР (май - июнь 1989) принял решение начать переход к новой модели экономического развития. В качестве ее составных частей рекомендовались: сокращение государственного вмешательства в управление народным хозяйством, обновление отношений собственности и становление рынка. О целесообразности развития рыночной экономики, конкуренции и предпринимательства говорилось в решениях XXVIII съезда КПСС (июль 1990).
На рубеже 80-90-х годов были разрешены индивидуальная трудовая деятельность и создание кооперативов по производству нескольких видов товаров. Широкими правами наделялись предприятия (Закон о государственном предприятии, 1987). На центральные планирующие организации возлагались обязанности по определению контрольных цифр хозяйственного развития и размеров государственного заказа. Предприятия получили возможность продавать самостоятельно сверхплановую продукцию. Однако отсутствие в экономике рыночных механизмов создавало трудности на пути реализации этого положения. был принят закон «Об общих началах предпринимательства в СССР». Он должен был содействовать формированию экономических и правовых условий для развития частного предпринимательства. На это были направлены и реорганизация банковской системы, создание коммерческих и кооперативных банков. Расширилось привлечение в экономику иностранных инвестиций, создавались совместные с зарубежными фирмами предприятия.
К концу 1990 г. произошли изменения в организации сельскохозяйственного производства. Появились фермерские и частные крестьянские хозяйства. В стране насчитывалось около 50 тысяч фермерских хозяйств, в которых производилось около одного процента сельскохозяйственной продукции. Негосударственный сектор - в коллективных и частных формах - получал все более широкое распространение в экономике.
Экономическая реформа не улучшила положения дел в народном хозяйстве. В 1989-1990 гг. произошло резкое сокращение темпов роста производства промышленной продукции (см. табл.). Увеличились размеры дефицита госбюджета, росла безработица. В начале 1990 г. численность безработицы в стране составила (по официальным данным) 6 млн человек. Темпы прироста промышленности *
1985 г. |
1986 г. |
1987г. |
1988г. |
1989г. |
1990 г. |
4-3,4 |
+ 4,1 |
+ 3,8 |
+ 3,9 |
+ 1,7 |
-1,2 |
* Даны в процентах к предыдущему году.
Летом 1990 г. Верховный Совет СССР принял постановление «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике». Вслед за тем несколько видных экономистов и хозяйственников разработали проекты программ, получивших название антикризисных. Эти программы представляли собой альтернативные планы перехода к рыночной экономике. Авторами одной из них - «Программа 500 дней» - была группа экономистов во главе с С. С. Шаталиным и Г. А. Явлинским.
Программа предусматривала децентрализацию экономики, перевод предприятий на аренду и приватизацию.
Было намечено снять контроль за ценами и допустить регулируемую безработицу. Программа, по мнению ее составителей, позволила бы в течение пятисот дней вывести страну из экономического кризиса. Однако для реализации был выбран более умеренный план, разработка которого велась под руководством директора Института экономики АН СССР Л. И. Абалкина. В работе этой комиссии принимал участие глава правительства Н. И. Рыжков. Программа Рыжкова - Абалкина предполагала сохранение на более длительный срок государственного сектора в экономике, а также контроль со стороны государства над складывающимся частным сектором.
Политика реформирования экономики имела значительные социально-экономические издержки. Резко сократилось производство не только промышленной, но и сельскохозяйственной продукции. Уменьшились реальные доходы большинства населения. Оставались нерешенными многие социальные проблемы, в том числе жилищная, продовольственная, экологическая. Обострение проблем труда и быта вызывало различные формы социального протеста.
Многообразие форм собственности привело к появлению новых социальных категорий населения. Возникли социальные группы, владеющие средствами производства: члены кооперативов и лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью. Сформировался социальный слой граждан, владеющих значительными финансами.
С конца 1991 г. в качестве преемника СССР выступает Российская Федерация. В числе первоочередных задач нового руководства было принятие мер по выходу страны из экономического кризиса. Надлежало создать новые органы управления народным хозяйством. V съезд народных депутатов (ноябрь 1991) предоставил президенту широкие полномочия ддя проведения экономических реформ. К началу 1992 г правительство, возглавляемое Е. Т. Гайдаром, разработало программу радикальных реформ в области народного хозяйства. Центральное место в ней занимали меры по переводу экономики на рыночные методы хозяйствования.
Основная роль в процессе перехода к рынку отводилась приватизации государственной собственности. Ее результатом должно было стать превращение частного сектора в преобладающий сектор экономики. Предусматривались жесткие меры налогового обложения, либерализация цен и усиление социальной помощи малоимущей части населения.
Либерализация цен вызвала резкий скачок инфляции. За год потребительские цены в стране выросли почти в 26 раз. Снизился уровень жизни населения - на 50 процентов от уровня начала 90-х годов. Заморожены денежные вклады граждан, хранившиеся в Сбербанке.
В Краснодарском крае, как и по всей стране, началась передача государственной или муниципальной собственности (земельных участков, промышленных предприятий, банков, средств транспорта и связи, зданий, акций, культурных ценностей) за плату или безвозмездно в частную собственность. Создавались фермерские хозяйства. Более активно эта работа стала проводиться после опубликования Указа Президента Российской Федерации Б. Ельцина «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» (29 января 1992).
Однако изменение форм собственности не повысило эффективности производства. В 1990-1992 гг. ежегодное падение производства составляло 20 процентов. К середине 90-х годов тяжелая промышленность оказалась практически разрушенной. Так, станкостроение работало лишь вполовину своих мощностей. Одной из последствий приватизационной политики стал распад энергетической инфраструктуры.
Вхождение Кубани в рыночную экономику проходило так же болезненно, порой противоречиво, как и по всей России. Тем не менее этот процесс приобретал необратимый характер. Начали устанавливаться качественно новые взаимосвязи между товаропроизводителями, платежный спрос все более становился регулятором производства.
В течение 1992 г. все отрасли народнохозяйственного комплекса Кубани претерпели структурные изменения с определением организационно-правовых форм деятельности. Образовалось более 26 тысяч различных формирований: частных и малых предприятий, товариществ, акционерных обществ, совместных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств. 1305 предприятий малого и среднего бизнеса произвели продукции на 16,9 млрд рублей; в торговле 6956 новых экономических структур - на 10 млрд (12% от общего товарооборота); в сфере быта 1426 предпринимательских структур оказали услуг населению на сумму 2,8 млрд рублей.
За 1992 г. в крае приватизировано 1732 предприятия. В их числе 665 предприятий бытового обслуживания, 349 - розничной торговли, 275 - общественного питания, 64 - автотранспортных и авторемонтных. На 1 января 1993 г. на Кубани приватизировано 165 промышленных предприятий (9%), в строительстве - 240 предприятий (10,7%).
По способам приватизации ведущее место занимала аренда с последующим выкупом (52,6%) и по коммерческому конкурсу (36,5%). Продажа с аукциона составила 7,3 процента от общего числа приватизированных предприятий. Получено денежных средств от приватизации 1 млрд 833 млн рублей, из них в республиканский бюджет поступило 408 млн, в краевой - 507 млн рублей.
В ходе реализации земельной реформы перерегистрировано 408 хозяйств (70%). Коллективы 75 хозяйств (18% от числа перерегистрированных) приняли решение о сохранении статуса своего хозяйства остальные 333 хозяйства - реорганизованы. На базе реорганизованных колхозов и совхозов создано 335 товариществ с ограниченной ответственностью (акционерные общества закрытого типа), 8 акционерных обществ открытого типа, 16 ассоциаций крестьянских (фермерских) хозяйств, 8 сельскохозяйственных кооперативов, 10 прочих форм хозяйствования. Общее число крестьянских хозяйств на 1 января 1993 г. составило 16,1 тысячи с площадью 256,2 тыс. гектара, в среднем по 16 гектаров на хозяйство. В 1992 г. ими произведено зерна 109 тыс. тонн (1,5%), сахарной свеклы 216 (4,2%), подсолнечника - 51 (8,8%), картофеля - (1,5%), овощей - 17 тыс. тонн (2,6%).
В личных подсобных хозяйствах населения получено 489 тыс. тонн картофеля (89%), 316 тыс. тонн овощей (49%). Урожайность зерновых в фермерских хозяйствах по сравнению с коллективными была ниже на 14,3 центнера, сахарной свеклы - на 48, подсолнечника - на 2,7, картофеля - на 21 центнер; только по винограду была выше на 12,6 центнера.
Сократились закупки зерновых культур на 1 млн тонн, подсолнечника - на 231 тыс., овощей - на 182, плодов и ягод - на 58 тыс., корней сахарной свеклы -на 2,4 млн тонн. Объем поставок в государственные ресурсы скота и птицы выполнен на 91, молока - на 83 процента. В 1992 г. реализовано скота и птицы 427,4 тыс. тонн - на 20 процентов меньше, чем в 1991 г. Падение производства стало следствием сокращения поголовья скота, снижением его продуктивности, слабой кормовой базы. Средний удой молока от коровы в сельскохозяйственных предприятиях уменьшился на 513 килограммов, численность коров сократилась на 43,6 тыс. голов. Из-за недостатка сырья перерабатывающие предприятия агропромышленного комплекса уменьшили производство мяса, колбасных изделий, мясных полуфабрикатов, цельномолочной и маргариновой продукции.
Несмотря на сложное в целом финансовое положение предприятий и организаций (неплатежи на конец 1992 г. составили 1285 млн рублей), общая сумма полученной за год прибыли составила 151,1 млрд рублей. Убытки допустили 657 предприятий и организаций, или 17,8 процента от общего числа, на сумму 2,2 млрд рублей. Из всех видов деятельности наиболее убыточными оказались жилищно-коммунальное хозяйство, электрический транспорт, пятая часть автомобильного транспорта, треть предприятий бытового обслуживания.
Потребительские цены на товары народного потребления и услуги за 1992 г. выросли в 18 раз, на отдельные товары - в 20-60, на мясо и мясопродукты - в 12, консервы рыбные, масло растительное - в 2,2, консервы мясные - в 26, сахар - в 40, маргариновую продукцию - в 63 раза.
Выпуск товаров народного потребления снизился на 17,9 процента. Повышение розничных цен привело к резкому уменьшению потребительского спроса: за 1992 г. розничный товарооборот сократился на 31,2 процента.
В народном хозяйстве края на конец 1992 г. было занято 1 млн 721 тыс. человек, что на четыре процента меньше по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Возрос поток граждан, обращающихся за помощью в трудоустройстве в центры занятости. За год на учет поставлено около 55 тыс. человек, что в 5 раз больше, чем в предыдущий. Среди безработных более 70 процентов составили уволенные по сокращению кадров, 81 процент из общей численности -женщины; каждый пятый безработный - в возрасте от 16 до 29 лет.
Проведение экономической реформы, направленной на оздоровление финансов, без должного внимания к первооснове - производству, а также довольно высокий уровень монополизации производства привели к резкому ухудшению положения в производственной сфере. В 1995 г. экономическая ситуация в История Кубани
крае характеризовалась замедлением развития инфляционных процессов: произошло дальнейшее сокращение объемов производства промышленной и сельскохозяйственной продукции на 7-8 процентов (1994 г. - 18%), объемов розничного товарооборота -на 7 процентов (1994 г. - 16%), среднемесячные темпы инфляции составили 7,6 процента (1994 г. - 9,2%).
Объективные трудности в развитии отраслей экономики привели к снижению уровня жизни значительной части населения края, уменьшению реальной заработной платы и пенсий, росту безработицы. На щедрой кубанской земле возникла массовая бедность. В 1997 г. в крае было зарегистрировано 1 млн 220 тыс. малообеспеченных граждан, находящихся на грани выживания, из них половина (562 тыс. чел.) - за чертой бедности.
К 1997 г. основу экономического потенциала края составляют агропромышленный и топливно-энергетический комплексы, многопрофильное машиностроение, приборостроение, химическая и легкая промышленность, деревообработка. Образовано 22,9 тысячи крестьянских и фермерских хозяйств (350 тыс. га земли). Занимая 2,2 процента от общей площади сельскохозяйственных угодий в Российской Федерации и 3 процента пашни, агропромышленный комплекс Кубани производил свыше 5 процентов валовой сельскохозяйственной продукции России, в том числе пшеницы - 10, сахарной свеклы - 26, подсолнечника -25, плодов и ягод - 16, винограда - 49, риса - 60 процентов от валового сбора этих культур в стране.
К 1997 г. объем материального производства составил соответственно: сельского хозяйства - 17,5, промышленности - 16,2, строительства - 11,5, торговли и общественного питания - 9,9, транспорта и связи - 12 процентов.
За период 1998-2001 гг. промышленный комплекс Кубани занял одно из ведущих мест среди регионов, входящих в Южный федеральный округ России ской Федерации. Эти годы характеризуются восстановлением производства после длительного периода спада и переходом к стадии роста. Произошло увеличение производства во всех основных отраслях промышленности. Наибольший рост наблюдался в машиностроении и металлообработке, в лесной и деревообрабатывающей промышленности, в промышленности строительных материалов, легкой и пищевой промышленности. Увеличение производства в этих отраслях произошло за счет наращивания выпуска сельскохозяйственной техники, металлорежущих и деревообрабатывающих станков, продуктов питания.
Поступательное развитие экономики сопровождалось сменой приоритетов. Ускоренное развитие получила топливная отрасль (ее доля за три года возросла с 6,2 до 11%), машиностроение и металлообработка (8-9,7%), легкая промышленность (1,3-2,4%). Заметно отставали электроэнергетика, химическая и нефтехимическая промышленность.
Предприятия топливно-энергетического комплекса обеспечили потребности отраслей и населения края в топливе, электроэнергии и нефтепродуктах, включая поставки на экспорт. Увеличился объем первичной переработки нефти на предприятиях нефтеперерабатывающей промышленности края и в 2001 г. составил около 5 млн тонн (по сравнению с 1998 г. увеличение в 2,1 раза).
Позитивному развитию топливно-энергетического комплекса способствовало увеличение объемов капитальных вложений. За три года восстановлены ранее законсервированные скважины, внедрены на разрабатываемых месторождениях новые технологии, велся активный поиск новых месторождений.
Вместе с тем экономическое положение отрасли остается еще сложным. Низкая платежеспособность потребителей электроэнергии, газа, нефтепродуктов и ограниченность оборотных средств у предприятий негативно сказываются на темпах реализации программных мероприятий по реконструкции и модернизации предприятий.
В машиностроении и металлообработке в 2001 г. объем производства составил 6,8 млрд рублей против 1,8 млрд в 1998 г. За период с 1999 по 2001 г. объем промышленной продукции увеличился в 2,3 раза. Наблюдается увеличение спроса внутреннего рынка на продукцию приборостроения, сельскохозяйственного машиностроения и станкостроения, а также расширение инвестиционного и потребительского спроса.
В результате принятых мер по стабилизации экономики предприятия машиностроения увеличили производство металлорежущих и деревообрабатывающих станков, зерноуборочных комбайнов, компрессоров, электродвигателей, приборов и средств автоматизации, сельскохозяйственной техники. Сократился удельный вес химической промышленности - с 2,7 процента в 1998 г. до 1,9 в 2001-м.
Производство продукции пищевой промышленности возросло в 2001 г. на 45,2 процента (к 1998 г). Увеличение выпуска продовольственных товаров обеспечивалось за счет увеличения сборов сельскохозяйственных культур, объемов производства животноводческой продукции и вытеснения импортных товаров.
Администрация Краснодарского края постоянно оказывает помощь предприятиям по изысканию резервов в наращивании объемов производства продукции и повышении ее конкурентоспособности, поскольку пищевая промышленность формирует почти половину налогооблагаемой базы промышленного комплекса края в целом. В период с 1999 по 2001 г. в результате расширения ассортимента и улучшения товарного вида изделий, дальнейшей переориентации спроса населения на отечественное продовольствие отмечался рост выпуска практически всех основных продовольственных товаров.
В сельском хозяйстве края преодолена тенденция сокращения посевных площадей. С 1998 по 2001 г. посевные площади возросли с 3235 до 3765 тыс. гектаров (16%). Зерновые культуры размещены на 2103 тыс. гектаров против 1464 тыс. в 1998 г. Урожайность зерновых культур в хозяйствах всех категорий в 1998 г. составила 24,1 центнера, в 2001 г. - 39 (с 1 га). Производство зерна за три года увеличилось в 2,3 раза и составило в 2001 г. 7981 тыс. тонн. Прирост урожайности обеспечен практически по всем основным сельскохозяйственным культурам: сахарной свеклы - в 1,7 раза, подсолнечника - на 10, овощей - на 12, плодов и ягод - на 150, винограда - на 30 процентов.
В крае наблюдается положительная динамика развития транспорта и связи, что соответствует общим позитивным тенденциям в экономике в посткризисный период. Платежеспособный спрос населения и отраслей экономики на транспортные услуги обеспечивался в полном объеме. За три года объемы грузовых перевозок возросли в целом на 8,7 млн тонн (9%) - основной прирост обеспечен железнодорожным (1,5 раза), трубопроводным (1,3 раза), грузовым автомобильным (13%). В трубопроводном транспорте завершено строительство нефтепровода Тенгиз - Новороссийск (проектная мощность 28 млн т) и газопровода Россия - Турция «Голубой поток». По дну Черного моря проложено более 210 километров труб, по равнинной части - 39, в горной части - 37 километров. Объем перевалки нефти основным предприятием отрасли - ОАО «Черномортранснефть» составил свыше 51 млн тонн.
В 2001 г. в экономике края было занято 2237,5 тыс. человек. По сравнению с 1998 г. прирост составил 169,3 тыс. человек (8,2%). Эта тенденция отмечается именно с 1998 г. Существенно повысился инвестиционный потенциал Кубани. В 2001 г. в рейтинге российских регионов Краснодарский край занял 10-е место. Объем инвестиций в основной капитал в регионе за три анализируемых года вырос в 2,2 раза и составил в 2001 г. 60,7 млрд рублей.
За 1998-2001 гг. в развитие экономики вложено свыше 1,6 млрд долларов США иностранных инвестиций. Кубань занимает третье место в стране по размерам прямых иностранных инвестиций. Большая часть - 1,3 млрд долларов США - вложена в строительство Каспийского трубопровода по транспортировке нефти из Казахстана на международный рынок через порт Новороссийск.
Помимо КТК на территории края работают свыше 300 совместных предприятий с участием иностранных фирм. К числу крупных иностранных инвесторов Кубани относятся компания «Шеврон». Компания «Филип Моррис» осуществляет комплексную программу реконструкции табачной фабрики в Краснодаре. Компания «Кнауф» реализует проект по производству металлопрофиля на комбинате «Кубанский гипс-Кнауф». В Тимашевском районе компания «Тетра-Пак» осуществляет реконструкцию и модернизацию предприятий по производству современного упаковочного материала.
Важнейшим инструментом реализации инвестиционной политики являются программы, обеспечивающие наиболее эффективное использование финансовых ресурсов для решения приоритетных задач развития региона. В 1996 г. была принята программа социально-экономического развития края на период 1996-2000 гг., которой придан статус федеральной. Программа охватывала важнейшие сферы экономики края, включала более ста проектов, ее стоимость в ценах 2001 г. составляла 356,6 млрд рублей. За 1996-2001 гг. на выполнение программных мероприятий было использовано 65,8 млрд рублей.
Большая часть проектов вошла в федеральную целевую программу «Юг России», реализация которой началась в 2002 г. Один из приоритетов программы - создание инфраструктуры курортов городов Сочи, Анапы, Геленджика, Темрюка.
Администрация Краснодарского края в своей деятельности активно использовала федеральные программы как инструмент государственной поддержки региона. Объекты Кубани были включены в такие программы, как «Дети России», «Плодородие», «Дороги России XXI», «Жилище», «Развитие образования», «Федеральная миграционная программа» и др. В 2001 г. на территории края осуществлялась реализация 27 федеральных программ.
Аналогичным инструментом инвестиционной политики администрации края в осуществлении поддержки региональных приоритетов является комплекс краевых целевых программ. В настоящее время их свыше 50-ти. Это программы по развитию сельскохозяйственного машиностроения, энергосберегающим технологиям, АПК, «Реабилитация инвалидов», «Молодежь Кубани» и др.
Краснодарский край можно сравнить с большой стройкой. Здесь самый развитый в стране агрокомплекс, осуществляются крупнейшие в России транспортные проекты (КТК, «Голубой поток»), увеличиваются портовые мощности, создается лучшая в России сеть автомобильных дорог, вводятся в действие новые мощности по производству сельскохозяйственной техники. Приоритетным является повышение конкурентоспособности экономики, позволяющей обеспечить устойчивое развитие края, стабильную занятость населения, увеличение вклада региона в экономику России, интеграцию хозяйственного комплекса Кубани в систему международного разделения труда.
Важно подчеркнуть, что краевая власть не только говорит о проблемах, но и реально работает над их разрешением. В 2002 г. получен рекордный урожай зерна - 8 млн тонн. Темпы роста валового регионального продукта вдвое превышают среднероссийские показатели. Кубань занимает первое место в России по объему привлеченных инвестиций на душу населения. Кубань сегодня - это регион-лидер, который не боится начинать новые перспективные проекты.
Одной из важнейших тенденцией развития современной России является регионализация. Это низший (в данном случае это не качественная, но количественная характеристика) уровень регионализации - микроуровень, обуславливаемый своеобразием экономического, политического поведения территориальных сообществ внутри страны, стремлением их к культурной замкнутости и самодостаточности, иногда - к сепаратизму. Данный процесс сопровождает экономическая и этнокультурная дифференциация, становление и развитие местных политических элит, экономическое самоопределение региона.
Краснодарский край - административно-территориальное образование. В географическом отношении «внутри» края располагается Адыгейская президентская республика (национально-территориальное образование), исторически тесно связанная с Краснодарским краем в экономическом, этнокультурном, политическом отношениях. Краснодарский край и Адыгея составляют определенную целостность как природно-климатическая зона, географическая территория, экономический и хозяйственно-экологический район. То есть указанные субъекты федерации объединены общностью социально-экономических, национально-культурных условий. Таким образом, Краснодарский край и Адыгея могут быть рассмотрены как целостность, определяемая в науке понятием «регион». Это не противоречит нормативно-правовой базе РФ, поскольку в указе Президента РФ «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» под регионом понимается часть территории РФ, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. При этом отмечается, что регион может совпадать с границами территории субъекта РФ либо объединять территории нескольких субъектов РФ.
На сегодняшний день регионализация опирается на такие объективные составляющие, как: государственное и территориальное устройство; географические и климатические условия, природные ресурсы; народонаселение, его динамика, расселение и урбанизация; этнический состав населения; экономико-географическое состояние; трудовые ресурсы. К субъективным, но не менее важным аспектам следует отнести общность социальной идентичности, возможной на основе объективной исторической общности судеб народов региона, грамотной культурно-просветительной работы, сознательного отказа от «анклавной» ментальности, сепаратизма, нагнетания религиозной и национальной розни.
Правовая база деятельности субъектов федерации создавалась на протяжении последних 10-12 лет. К основным законам относятся Конституция Российской Федерации 1993 г., в соответствии с которой Россия представляет собой федеративное государство, состоящее из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Структурная неоднородность регионов, экономические, социальные, экологические, этноконфессиональные различия предопределили появление указа Президента РФ 1996 г. «Основные положения региональной политики в Российской Федерации». Указ предполагал целенаправленное развитие регионов с учетом указанных факторов, определяющих их своеобразие. Поскольку центр не всегда мог эффективно решать задачи по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов, то региональные органы государственной власти самостоятельно развивали деятельность в этом направлении. При этом не всегда законотворчество, экономическая деятельность учитывали интересы всех групп населения регионов, федерации в целом, что привело к целому ряду негативных явлений, в том числе - стремлению к хозяйственной и политической автаркии, активизации националистических организаций, ущемлению прав и интересов нетитульных наций и народов.
Таким образом, процессы регионализации на сегодняшний день содержат в себе две противоречивые тенденции - необходимость расширения полномочий субъектов федерации при необходимости укрепления государственного единства и вертикали исполнительной власти, недопущения роста сепаратизма и нарастания межнациональной розни, ущемления прав всех жителей России.
Задача укрепления властной вертикали и государственной целостности отчасти решается созданием федеральных округов. В мае 2000 г. на территории РФ указом Президента было создано семь федеральных округов. Краснодарский край вошел в Южный федеральный округ (ЮФО) с центром в г. Ростове-на-Дону, куда также вошли: Республика Адыгея, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия - Алания, Чеченская Республика, Ставропольский край, Астраханская область (всего 13 субъектов).
Необходимость реорганизации деятельности органов государственной власти на местах отражена в федеральном законе (2000 г.) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». На основе этого Закона деятельность региональных органов регулируется Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями республик, уставами краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Необходимость такого Закона диктовалась многочисленными нарушениями региональными органами государственной власти Конституции РФ при принятии местных нормативно-правовых актов. Основные положения Закона требуют от местных законодательных органов соблюдения государственной целостности РФ, верховенства основных федеральных законов - в том числе Конституции РФ. При этом Закон оставляет свободу действия в построении органов местного самоуправления и их деятельности.
Практически основные задачи решения региональных проблем в новом политико-правовом поле легли на главу исполнительной власти Краснодарского края.
Пятого января 2001 г. состоялось торжественное заседание Законодательного Собрания Краснодарского края, посвященное вступлению в должность главы администрации края А. Н. Ткачева. Согласно ст. 36 закона Краснодарского края о выборах главы администрации края председатель краевого суда А. Д. Чернов привел А. Н. Ткачева к присяге. На первой пресс-конференции после избрания в 2000 г. он заявил, что политику в крае будут определять губернатор и Законодательное Собрание края (ЗСК). А главная цель этой политики - укрепление и развитие экономики, социальной сферы, повышение жизненного уровня населения. Новый губернатор провел реорганизацию структуры краевой власти, краевой администрации. Прежде всего была упразднена такая структура, как правительство Кубани. Это упрощало само управление, укрепляло вертикаль исполнительной власти. 19 июня 2002 г. Законодательное Собрание края принимает закон Краснодарского края «О внесении изменения и дополнения в Закон Краснодарского края «О структуре высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края - Администрации Краснодарского края и схеме управления Краснодарским краем». 26 июня 2002 г. губернатор края этот закон подписал.
Новая структура администрации выглядела так: глава края, два первых заместителя, шесть заместителей главы администрации края - по проблемам промышленности, транспорта и связи, по строительству, архитектуре и жилищно-коммунальному комплексу, по вопросам образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты населения, по развитию Азово-Черноморского побережья, санаторно-курортному комплексу и туризму. Заместителем главы администрации края является руководитель аппарата администрации, курирующий вопросы собственности руководитель департамента имущественных отношений. Данная реорганизация была проведена с целью укрепления экономической основы края, увеличения бюджета. Создано совершенно новое направление в экономической политике края - блок по развитию Азово-Черноморского побережья, санаторно-курортному комплексу и туризму.
Предшествующий губернатор Н. И. Кондратенко оставил солидный багаж новому губернатору. Удалось остановить распад аграрного сектора Кубани, определить приоритеты и создать условия для динамичного развития сельского хозяйства, перерабатывающей промышленности; удержать свертывание промышленного производства, строительных и транспортных предприятий, отстоять морские порты; обеспечить социальную защиту ветеранам войны и труда, детям, учителям, врачам, культработникам, в целом социальной сферы от дефолта 1998 г. и других реформаторских потрясений.
Основные направления деятельности краевых властей видны из следующего: в 2001 г. из всех принятых ЗСК нормативно-правовых актов 179 (40,3%), были посвящены вопросам государственности, государственного управления и местного самоуправления; вопросам финансов, хозяйственной деятельности и окружающей среде - 131 (29,5%); вопросам развития социокультурной сферы и человека - 25 (5,6%); социальной политике - 11 (2,5%); внутренней деятельности ЗСК - 98 (22,1%).
Действующему губернатору и его команде за последние два года удалось достичь впечатляющих результатов. Только в 2002 г. бюджет вырос на 26 процентов по сравнению с 2001 г. Приоритетным направлением была и остается социальная сфера: выплата зарплаты работникам бюджета, а также детских пособий, финансирование защищенных статей и программ. Рост финансирования наблюдается в здравоохранении (26%), образовании (27%), социальной политике (28%).
2002 г. сопровождался неординарными событиями и трудностями. Природные катаклизмы, четырежды потрясшие край, внесли свои коррективы и в работу
основных бюджетообразующих отраслей. Сельское хозяйство, курортно-туристический комплекс оказались в кризисной ситуации. В этих условиях была проведена настоящая диверсия - информационная истерия вокруг курортов в период наводнения в степных районах, цель которой состояла в одном - сорвать курортный сезон в крае. (Событие того же порядка -стремление дискредитировать молочную промышленность края в связи со случаями отравления населения.)
Однако по социально-экономическим показателям Краснодарский край вышел на первые позиции не только на юге России, но и в целом в РФ. Валовой региональный продукт превысил 227 млн рублей. Наиболее высокие темпы развития по сравнению с 2000 г. достигнуты в легкой промышленности - в 2,8 раза, машиностроении и металлообработке - в 1,5 раза, производстве строительных материалов - в 1,3 раза.
Шестьдесят процентов доходов в бюджет дают предприятия промышленности, транспорта и связи. Промышленность Кубани занимает одно из ведущих мест в ЮФО, не уступая таким субъектам федерации, как Ленинградская область, Хабаровский край. Наблюдается тенденция роста экономики - за 9 месяцев 2002 г. объем промышленного производства вырос на 13 процентов. Наиболее весомый вклад внесли пищевая, металлообрабатывающая промышленность, предприятия транспорта, связи и электроэнергетики.
Большую лепту в экономику края вносит столица Кубани - Краснодар. С 1999 по 2002 г. в нем побывали 68 делегаций различных зарубежных посольств. Практический результат - два-три новых совместных предприятия после каждого посещения. В Краснодаре работает 123 предприятия с иностранным капиталом. Среди них 13 американских, 12 турецких, 11 кипрских, 9 немецких. Поступления от них составляют 25 процентов бюджета города. Экономику Краснодара, ее динамичное развитие характеризует выросший вдвое бюджет, рост объема производства - 17,6 процента. Это больше среднекраевого показателя и вчетверо выше среднероссийского.
Краснодар производит 24 процента от объема краевой промышленной продукции. В городе мощная сельхозперерабатывающая промышленность - 30 предприятий, 45,5 тыс. гектаров обрабатываемой земли. Около 30 отраслевых научных институтов позволяют на хорошем уровне вести сельское хозяйство. Население Краснодара составляет 15 процентов от общекраевой численности.
За последние два года объемы промышленного производства в Краснодаре выросли (в сопоставимых ценах) на 26,9 процента. Значителен объем подрядных работ, выполненных городскими строителями (27,2%, по краю - 4,2%). Объем инвестиций в основной капитал вырос с 4,9 млрд в 2000 г. до 8,2 в 2002-м (прибавка в 7,2%).
Общий экономический рост положительно сказался на экономике городов Кубани в целом. Показателен такой факт: по сравнению с 2001 г., когда только четыре города были донорами, к ним прибавилось 12 муниципальных образований.
Довольно успешна инвестиционная политика края. Только на первой широкомасштабной презентации экономического потенциала Краснодарского края «Кубань-2002» было заключено договоров на 30 млн долларов. Всего инвестиции в экономику края при А. Н. Ткачеве перевалили за 2 млрд долларов. В 2003 г. активизировались усилия по привлечению инвесторов. Предусмотрена реализация ряда крупных проектов в перерабатывающей промышленности - в частности, строительство первого в России завода фирмы «Бон-дюэль» по производству консервированной кукурузы, в машиностроении - возведение предприятия по производству комбайнов фирмы «Клаас». На транспорте завершаются работы на газопроводе Россия -Турция «Голубой поток». Возможно решение вопроса о начале строительства второй очереди Каспийского трубопровода. Продолжится развитие портовых мощностей, курортов, реконструкция железнодорожных дорог и нефтеперерабатывающих заводов. Интересен проект по строительству транспортного перехода между Керченским и Таманским полуостровами. Протяженность трехтоннельного перехода, по которому будут проходить передвижная платформа для автотранспорта, две железнодорожные линии, составит 15 километров. В год через него будет переправляться до 150 тонн груза и 15 млн пассажиров. На строительство транспортного перехода потребуется 700-800 млн долларов. Свою заинтересованность в строительстве проявили финансово-промышленные группы из США, Китая, стран Африки. Строительство тоннеля рассчитано на три - три с половиной года.
Достигнуть таких успехов удалось за счет активного использования новых технологий, кадрового потенциала, привлечения инвестиций. Администрация осуществляет финансирование приоритетных отраслей в виде бюджетного кредитования на конкурсной основе, субсидирования части процентной ставки, поддержки и финансирования инновационных разработок, государственного заказа, организации выставок, налоговых льгот в соответствии с федеральными и краевыми законами.
В ноябре 2002 г. в Краснодаре открылась IX Международная южная окружная специализированная агропромышленная выставка. Она еще раз подтвердила, что Кубань является лидером в сельхозпроизводстве. Второй год подряд на Кубани собираются рекордные урожаи зерна. Более ста наименований сельхозпродукции производится на полях края. Он дает 10 процентов всего производимого в России хлеба, выращивает весь рис, табак, цитрусовые, до 30 процентов - пропашно-технических культур. Аграрный сектор Кубани наиболее привлекателен для инвесторов.
Однако следует признать, что нет внятной политики государства в сельском хозяйстве. Отсутствие государственной поддержки привело к тому, что крестьяне вынуждены были продавать высококачественную продовольственную пшеницу от 80 к. до 1 р. 20 к. за 1 кг. То же зерно перепродавалось за рубеж уже по цене 70-90 дол за тонну, т. е. от 2 р. 20 к. до 2 р. 70 к. за 1 кг. В результате непосредственные производители недополучили 2,5 млрд рублей.
Важнейшим направлением деятельности краевых властей является регулирование миграционных потоков, напрямую связанных с национальной и региональной безопасностью, экономической устойчивостью. На конец 1990-х годов население края составляло более 5 млн человек. На Кубани проживает: русских -4300 тыс., армян - 233 тыс., украинцев - 200 тыс., белорусов - 40 тыс., греков - 30 тыс., немцев - 20,2 тыс., адыгейцев - 19,8 тыс. человек. Численность представителей других народов и национальностей (более двух десятков) не превышает одного процента всего населения. Плотность населения - 66,4 человека на квадратный километр (в городах - 54%, на селе - 46%). В Адыгее проживает около 450 тыс. человек; в том числе русских - 67,3, адыгейцев - 23 процента. Всего на территории Краснодарского края и Адыгеи проживают представители 80 этносов.
Миграционные процессы на Кубани протекают с особой интенсивностью, что объясняется привлекательностью региона для переселенцев. В 1992 г. в край прибыло 186,9 тыс. человек, миграционный прирост составил 91,9 тыс. человек; в 1993 г. - 170,1 и 80 тыс. соответственно; в 1994 г. - 173,7 и 90; в 1995 г. -157 и 68; в 1996 г. - 133,6 и 53,6; в 1997 г. - 118,3 и 33,3; в 1998 г. -- 104,5 и 21,9; в 1999 г. - 111,4 и 28,6; в 2000 г. - 97,5 и 22,6. С 1 сентября 1992 г. по 1 января 1999 г. только вынужденных переселенцев на территорию края мигрировало 48 396 человек. В том числе 86,25 процента - русских; 4,2 - армян; 3,7 -украинцев; остальных - менее 6 процентов. В 1996-2000 гг. край принял 4 процента всех мигрантов из стран Балтии и СНГ, когда население края составляет 3,5 процента от общего числа жителей РФ.
Краевые власти активно пытаются регулировать данные процессы. В январе 1993 г. были внесены предложения администрации края к указу Президента РФ «О защите интересов Краснодарского края». В том числе - об оборудовании и защите границ с Грузией и Чечней; о предоставлении права администрации устанавливать квоты по приему вынужденных мигрантов; о придании Сочи статуса приграничного города; о введении особого паспортного режима.
Особенностью расселения армян, греков, немцев, турков-месхетинцев (с 1990 г. на территории края проживают 13,4 тыс. турок-месхетинцев, в том числе без прописки - 12 855 тыс.) на территории края является неравномерность и компактность. При концентрации этнических мигрантов свыше 10 процентов создаются условия для возникновения межнациональных конфликтов. Участившиеся случаи преступлений со стороны езидов (курдский субэтнос - язычники), турок-месхетинцев, совершенно неприемлемых для российской ментальности, приводят к крайне негативной реакции со стороны местного населения. Немаловажное значение имеет тот факт, что места компактного расселения этнических групп находятся в стратегически важных районах края - на пограничных территориях, побережье, важнейших транспортных магистралях.
Итак, на сегодняшний день Краснодарский край занимает важнейшее место в агропромышленном комплексе РФ, поступательно развивает экономику, привлекает инвестиции. Местные органы государственной власти успешно решают задачи по формированию правого поля края, разграничению полномочий и взаимодействия с федеральными властями, созданию устойчивой системы местных органов самоуправления. Благоприятные природные условия, динамично развивающаяся экономика делает край привлекательным для мигрантов. Вопросы регулирования данных процессов напрямую связаны с экономикой края, национальной безопасностью и требуют активного сотрудничества на всех уровнях власти и законодательных органов. На данном этапе отмечена эффективность и успешность деятельности краевых властей по формированию региональной политики, экономики, нормативно-правовой базы региона.
|