Развитие образования и культуры на Кубани в 1920-1930-е годы
Начавшаяся в 1920-е годы культурная революция имела несколько задач: ликвидация культурной отсталости, и прежде всего неграмотности населения страны, обеспечение условий для развития творческих сил трудящихся, формирование социалистической интеллигенции и утверждение идеологии научного коммунизма в сознании широких масс. Развитие культуры с самого начала увязывалось со служением интересам партии и государства, общества и лишь потом с интересами гармоничной, всесторонне развитой личности, нового человека как продукта культурной политики.
Одним из центральных направлений политики в области культуры была работа по ликвидации неграмотности среди населения. Уже в конце 1918 г. были ликвидированы гимназии, реальные училища, церковноприходские и земские школы. На их месте создавалась единая для всей страны трудовая школа из двух ступеней (по срокам обучения пять лет или четыре года). Плата за обучение отменялась. Работа по ликвидации неграмотности началась после принятия 26 декабря 1919 г. декрета «О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР». Он обязывал все население страны от 8 до 50 лет обучаться грамоте на русском или родном языке. Уклоняющиеся от этого могли быть привлечены к уголовной ответственности.
19 июля 1920 г. была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности.
На Кубани в 1920 г. не знали грамоты 468 766 детей школьного возраста. В городах и сельской местности создавались пункты ликбеза для обучения неграмотных чтению и письму. Однако эта работа осложнялась недостатком финансовых средств.
После ходатайства партийных, государственных и общественных организаций Кубани 9 декабря 1921 г. вопрос «Об улучшении положения дела народного образования в Кубано-Черноморской области» заслушал Совет труда и обороны. А 23 января 1922 г. вопрос «О мерах к улучшению положения дела народного образования в Кубано-Черноморской области» был включен в повестку дня заседания Совнаркома. Кубани были выделены 15 тысяч дополнительных пайков для учителей и учащихся, денежные средства. Помощь селу в решении этой проблемы оказывали городские шефские организации, общество «Долой неграмотность».
Одновременно осуществлялась идея создания политехнической или трудовой школы. На I съезде работников народного образования (1918) было принято «Положение о единой трудовой школе». «Основой школьной жизни, - говорится в этом документе, -должен служить производственный труд... не только как метод преподавания, но именно как производственный, необходимый труд...»
Прежняя концепция, предполагавшая трехступенчатую школу, была заменена профтехнической школой с профессиональной спецподготовкой, специализацией учащихся в 15 лет. Новая школа строилась с ориентацией на потребность государства в трудовых ресурсах. Овладеть профессией подросток мог при поступлении после четырехлетки в низшие профессиональные школы и школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), после семилетки - в техникум с трехлетним сроком обучения. Девятилетка же давала некоторую профессиональную выучку и подготавливала к поступлению в высшую школу. В целом ликвидация неграмотности и развитие школьного обучения проходили успешно. Так, в 1931 г. 85 процентов населения Кубани овладели грамотой, количество школ с 1913 по 1938 г. выросло с 880 до 2498, число учащихся увеличилось в 4 раза и составило 628 915 человек, хотя в крае еще оставалось 76 469 неграмотных.
Преобразования коснулись и высшей школы. Были введены новые правила приема в вузы. Зачисление студентов проводилось без экзаменов и без документов о среднем образовании. Преимуществами при поступлении в вузы пользовалась молодежь из среды рабочих и крестьян.
Подготовка к открытию вуза шла на Кубани еще до революций. В начале 1918 г. в Екатеринодаре образовалась инициативная группа по решению этого вопроса. Ее разработки были использованы при Советской власти. 16 июня 1918 г. Совет народного образования Кубано-Черноморской республики принял решение об открытии в Екатеринодаре Северо-Кавказского политехнического института. Он имел шесть отделений и мог готовить квалифицированных рабочих, специалистов среднего и высшего уровня. Десятого (23) февраля 1919 г. Кубанское краевое правительство объявило о создании политехнического института, состоявшего из трех факультетов. А так как СКПИ в условиях Гражданской войны функционировать не мог, то 5 -сентября 1919 г. произошло слияние этих двух институтов.
Пятого сентября 1920 г. состоялось торжественное открытие Кубанского государственного университета. 15 октября 1920 г. КубГУ был утвержден Государственным ученым советом РСФСР в составе рабочего, медицинского, естественного факультетов. Первым ректором университета был Никандр Александрович Маркс (1862-1921). Восьмого сентября 1920 г. был открыт Институт народного образования, а в октябре этого же года открываются Высшие государственные художественные мастерские, а также Кубанская государственная консерватория.
После окончания Гражданской войны в стране складывается тяжелое положение. 28 октября 1921 г. был закрыт Кубанский госуниверситет. Его медицинский факультет был преобразован в Кубанский медицинский институт, который стал работать как самостоятельный вуз с 1 ноября 1921 г. Большой вклад в развитие вуза и медицины на Кубани внесли такие ученые, как Н. Ф. Мельников-Разведенков, С. В. Очаповский (1878-1945), имя последнего было присвоено краевой больнице.
В 1921 г. Институт народного образования был переименован в пединститут. В марте 1922 г. на базе факультета Кубанского политехнического института был открыт Кубанский сельскохозяйственный институт. Организатором его явился А. А. Ярилов (1868-1948).
Необходимо отметить большое значение трудов ученого-самоучки Ю. В. Кондратюка, который в 1925-1926 гг. жил и работал в станице Крыловской механиком элеватора. Здесь он закончил свою книгу «Завоевание межпланетных пространств», независимо от Циолковского вывел основные уравнения полета ракеты, рассчитал траекторию космических полетов, предложил решение проблемы создания межпланетных заправочных ракетных баз. Именем Кондратюка назван кратер на обратной стороне Луны.
Тяжелое экономическое положение страны в 1921-1922 гг. привело к сокращению вновь созданных вузов. К июню 1922 г. на Кубани действовало четыре высших учебных заведения: политехнический, сельскохозяйственный, педагогический и медицинский институты. В 1937 г. велись занятия в 11 техникумах и училищах. Отряд кубанских студентов насчитывал 4196 человек. В целом задача создания новой интеллигенции решалась успешно.
Развивались и научно-исследовательские учреждения. В 1932 г. в Краснодаре открылся Всесоюзный научно-исследовательский институт масличных культур, вскоре ставший всемирно известным.
Создание высшей школы стало возможным потому, что в период революции и Гражданской войны в Екатеринодаре оказалось много видных представителей отечественной науки. К сотрудничеству с советской властью пришли такие профессора, как С. А. Захаров, М. В. Клочков, М. Н. Коваленский, Н. А. Маркс, Н. Ф. Мельников-Разведенков, П. Е. Никишин, И. Г. Савченко, С. В. Очаповский, В. С. Пустовойт, Б. Л. Розинг, А. А. Ярилов. В краснодарских вузах преподавал английский язык и английскую литературу С. Я. Маршак. Выпускники кубанских вузов пополняли ряды формировавшейся советской интеллигенции.
Важной частью культурного строительства стала организация широкой сети библиотек, которые были бесплатными и общедоступными. В 1937 г. в крае их насчитывалось 1791, до революции было всего 19.
Советская власть проявила крайнюю заинтересованность в искусстве. Идеологическая функция искусства воспринималась как доминирующая. С первых дней Советская власть на Кубани проявляла особый интерес к театральному делу, поощряла его, не теряла контроль над ним. Первого мая 1920 г. в Екатеринодаре открылся первый советский театр. По данным на 1 октября 1920 г., в области существовало около ста театров, драматических студий, союзов любителей сценического искусства.
В 1920-е годы продолжали работать еще старые художественные коллективы, появилось много художественной интеллигенции, приехавшей сюда в годы Гражданской войны. Они ведали подотделами искусств отдела народного образования: музыканты М. Эрденко, С. Богатырев, Г. Концевич; художники С. Воинов, А. Юнгер, П. Краснов; литераторы С. Маршак, Е. Васильева, Б. Леман. Подотдел искусств Новороссийска возглавлял режиссер В. Мейерхольд, там работал поэт А. Ростиславцев.
Антибольшевистская направленность их творчества в годы Гражданской войны не мешала профессиональной деятельности. Рабочие и крестьяне стали основными зрителями в театрах и на концертах. В Новороссийске оркестр симфонической музыки насчитывал 211 музыкантов. В Екатеринодаре был театр революционной сатиры, в Новороссийске - театр политической сатиры. В театре для рабочих и красноармейцев показывали спектакли на революционные темы по пьесам Ф. Гладкова, В. Вишневского, Е. Венского, А. Рославцева.
Первого октября 1920 г. открылась Кубанская государственная консерватория, объединившая две консерватории, существовавшие в годы Гражданской войны. Обучение в ней было бесплатным (бюджет Наркомпроса).
В годы нэпа дотации государства на развитие культуры сократились. Тридцать процентов работников искусства оказались безработными. Распался даже оркестр Кубанского казачьего войска (с 1920 г. - государственный). С 1922 г. начали действовать репертуарные советы в театрах, которые следили за идеологической направленностью спектаклей. Учебные заведения были сняты с государственного бюджета. Не выплачивалась зарплата. К середине 1920-х годов многие приехавшие на Кубань творческие люди покинули регион.
Кубанская интеллигенция со спектаклями выезжала в село. Центром музыкального просвещения стал музыкальный техникум. Популяризатором музыки на Кубани был И. Войтехов - преподаватель в музыкальном техникуме. Выступал кубанский музыкальный квартет, организованный в 1925 г. В августе 1924 г. управление по делам музеев выделило художественный отдел областного музея в самостоятельное учреждение под названием «Кубанский советский художественный музей». Его фонды насчитывали 730 картин и 1400 ценных предметов из бывшей картинной галереи города, собранной Ф. А. Коваленко. Музею было присвоено имя А. В. Луначарского. 19 апреля 1993 г. постановлением главы администрации Краснодарского края художественному музею было возвращено имя Ф. А. Коваленко, которое картинная галерея носила еще до революции.
В 1937 г. в крае ставили спектакли в 11 театрах, действовало около 800 киноустановок, издавалось 154 газеты. С 1920 по 1932 г. в литературной ситуации усилился «украинский элемент» - так называемый украинский период советской литературы. Литературный кружок в станице Старокорсунской в 1920 г. стал издавать журнал «Зоря», в котором печатали произведения Н. Щербины, Ю. Литовченко, В. Чередниченко. В 1923 г. в станице Полтавской возник новый литературный очаг. Студенты педтехникума организовали филиал объединения пролетарских писателей «Гарт» («Горн»). Активными участниками филиала стали писатели К. Тихий, М. Проминь.
Организуются новые журналы и альманахи: «На-ступ», «Нова Кубань» и др. Темы статей в них - колхозное переустройство, Гражданская война, индустриализация. Кубанские писатели создают в конце 1920-1930-х годов новые произведения. Вышел сборник стихов Ф. Приймы, И. Луценко, романы С. Добровольского «Железный конь» и М. Михаевича «Станичные рассветы». Писались и выпускались школьные учебники, пособия для украинских учебных заведений.
В конце 1932 г. было принято решение о прекращении украинизации Кубани. Был запрещен выпуск двадцати украинских газет и журналов, прекратилось радиовещание на украинском языке, закрыто несколько сотен школ, упразднялись украинские пединституты и институты; сжигались книги на украинском языке. В 1933 г. были репрессированы многие литераторы, профессора, студенты пединститута и украинского отделения рабфака.
В 1930-х годах были репрессированы писатели В. Потапенко, Г. Доброскок, С. Грушевский и другие, что составило почти весь актив украинской писательской организации. Уцелевшие либо эмигрировали в годы Великой Отечественной войны (Н. Щербина, В. Очерет и др.), либо были репрессированы после нее, некоторые стали писать свои произведения на русском языке.
Другими поощряемыми видами искусства становится агитационно-массовое и монументальная скульптура, мало распространенные на Кубани до революции. Искусство оформления революционных праздников, ориентированное на выполнение агитационной функции в 1920-х годах, в 30-е годы перерастает в прославление достижений. Что касается скульптуры, то в первое десятилетие после революции в городах Кубани были построены и планировались монументы в честь революции, Ленина, а в 30-е годы - повсеместно устанавливали однообразные гипсобетонные скульптуры.
Большое место в своей культурной политике большевики отводили антирелигиозной пропаганде. Атеистическая доктрина превратилась в государственную политику. Постепенно церковные праздники стали вытесняться советскими. Советский декрет «О свободе совести, церковных и религиозных обществах», принятый 23 января (5 февраля) 1918 г., лишал церковь права юридического лица, возможности заниматься благотворительной и воспитательной деятельностью, преподавать вероучение в школе. В феврале 1922 г. ВЦИК принял постановление об изъятии церковных ценностей на борьбу с голодом. Изъятие ценностей на Кубани началось с Краснодара в апреле 1922 г. и завершилось в середине мая 1922 г. По области изъятие закончилось к 22 июля. Известны случаи открытого противодействия со стороны мирян. В Ейске местный епископ Евсевий (Рождественский) во время изъятия ценностей из собора приказал бить в набат. Произошли столкновения верующих с властями. Епископ был приговорен к лишению свободы на семь лет. С 1929 г. началось массированное наступление на все религии по всей стране, в том числе и на Кубани. К середине мая в Краснодаре было изъято более 23 пудов серебра, 16 золотников (золотник равен 4,26 г) золота и другие ценности.
С 1918 по 1928 г. в Кубанской области число церквей уменьшилось с 667 до 510, все три монастыря были закрыты. К январю 1926 г. на территории Кубани и Черноморья произошло 201 антисоветское выступление по религиозным мотивам.
Таким образом, в 1920-е годы проявились две тенденции в развитии культуры. С одной стороны, на ее демократизацию, с другой - на усиление партийно-государственного контроля.
Развитие науки, культуры и образования (1945-1985 гг.)
В советский период развитие культуры, науки и образования рассматривалось как важнейшая составляющая, один из ведущих факторов построения общества социальной справедливости - коммунизма. Ведущую роль в контроле над культурно-просветительской деятельностью играли партийные органы. Система руководства культурными процессами окончательно оформилась перед Великой Отечественной войной. В последующее время она лишь уточнялась и совершенствовалась. В условиях Кубани важнейшие вопросы культурного развития рассматривались на заседаниях бюро краевого комитета партии. Непосредственный контроль над учреждениями культуры и образования, культурно-просветительной работой, искусством осуществляли специальные отделы крайкома. Финансирование деятельности по развитию культуры отводилось государственным органам - соответствующим отделам исполнительного комитета краевого Совета депутатов.
Несмотря на то что финансирование системы образования осуществлялось по остаточному принципу, выделяемые средства были значительны. Так, за пятилетие между 1960 и 1965 гг. почти в два раза выросли расходы на народное образование: с 65,5 до 109,5 млн рублей.
Количество школ неуклонно росло. С 1971 по 1975 г. на Кубани было построено 280 новых школ на 134 тысячи мест. К 1985 г. в крае действовало шесть вузов, не считая факультетов и УПК заочных институтов. Число обучающихся достигло 1 млн 800 тыс. человек. В том числе в школах обучалось более 600 тысяч учащихся, в высших учебных заведениях - 130 тысяч будущих специалистов. Тысячи жителей Кубани обучались в техникумах, училищах, на курсах усовершенствования и повышения квалификации, в школах коммунистического труда, в кружках экономических знаний, в народных университетах. К 80-м годам каждый работающий в сельскохозяйственном производстве имел техническую специальность, а каждый третий житель села - высшее или среднее образование. На селе появились новые специальности: машинист, оператор, техник-электрик, теплотехник, лаборант, садовод-декоратор.
В целом в 60-е - начале 80-х годов в этой сфере жизнедеятельности общества удалось добиться впечатляющих успехов, что не могло не сказаться на развитии социальной сферы, повышении благосостояния населения Кубани. К примеру, успехи в производстве сельхозпродукции позволили колхозу имени Кирова Каневского района, возглавляемому Героем Социалистического Труда И. П. Переверзевым, стать колхозом-миллионером. Ему хватало средств не только на производственные нужды, но и на финансирование программы улучшения социально-бытовых условий жизни колхозников. Были заасфальтированы улицы станицы, созданы прекрасный парк и розарий,' построены стадион, крытый плавательный бассейн, спортивный комплекс, музыкальная школа, детский комбинат, Дворец культуры, которому мог бы позавидовать любой город. Деятельность этих учреждений в значительной мере способствовала повышению качества досуга колхозников, делала жизнь молодого поколения более интересной, насыщенной. Далеко за пределами Кубани известны достижения в производстве, а также в социальном обустройстве коллективов рисо-совхоза «Красноармейский», где директором долгие годы был Герой Социалистического Труда А. И. Май-стренко, колхоза «Заветы Ильича» Брюховецкого района, и здесь многие годы бессменно работал председателем Герой Социалистического Труда И. И. Бу-ренков.
В этот период активно занимались улучшением социально-бытовых условий и жизни людей, велась газификация городов и станиц, улучшалось водоснабжение. Сводилась к минимуму потребность в детских садах и яслях, плодотворнее заработала система здравоохранения, индустрия отдыха. Существенно улучшилось положение системы народного образования, профессионально-технического обучения и высшей школы. Активно шел процесс строительства, особенно на селе, клубов, домов культуры, библиотек, кинотеатров, музыкальных школ. Заметные успехи были достигнуты в области развития спорта - 93 стадиона, 45 плавательных бассейнов, свыше 1200 спортплощадок и других физкультурных центров со штатом почти 6000 спортработников обслуживали кубанцев.
Еще в дореволюционный период на Кубани активно создавались музеи. В 1960-1980-е годы действовало 17 музеев. Среди них особенно выделялся Краснодарский краевой художественный музей им. А. В. Луначарского (ныне им. Ф. А. Коваленко). Музей располагает такими шедеврами отечественной и мировой живописи, как полотна К. Малевича, М. Шагала, другими произведениями отечественных художников. К сожалению, ограниченное пространство выставочных площадей не позволяло в полной мере отразить имеющиеся в запасниках полотна.
Художественная нива Кубани также не осталась без талантливых продолжателей традиций предшествующих периодов. В 60-70-е годы заслуженное признание получили такие мастера художественного искусства, как народный художник СССР Г. Булгаков, художники А. Калугин, И. Коновалов, А. Галич, В. Мехед, скульптор В. Жданов.
Традиционно на высоком уровне развивалось на Кубани театральное и музыкальное искусство. Музыкальные школы, коллективы и ансамбли художественной самодеятельности, цирковые студии работали практически на каждом предприятии, в каждом сельском населенном пункте. Из непрофессиональных коллективов были известны и пользовались популярностью Краснодарский народный ТЮЗ С. Тройского, студенческие театры Кубанского госуниверситета и политехнического института. В 1970-е годы краснодарское драматическое искусство достигает своего рассвета. Благодаря деятельности режиссера М. Куликовского, удостоенного в 80-е годы звания народного артиста СССР и лауреата Государственной премии РСФСР. Огромным успехом пользовались постановки в Краснодарском драматическом театре имени М. Горького с прославленными народными артистами РСФСР Д. Провоторовым, Г. Апитиным, И. Макаревич, заслуженными артистами РСФСР С. Тройским, Т. Приход ько, Л. Кузнецовой.
В эти же годы художественным руководителем Краснодарского театра оперетты стал народный артист РСФСР Ю. Хмельницкий. Считается, что именно в годы его работы были созданы лучшие спектакли театра, заблистали такие актеры, как народный артист республики М. Лусинян, заслуженные артисты РСФСР Л. Рогова, Е. Белоусова, В. Тенин и др.
Музыкальная культура Кубани обогатилась в этот период новыми именами и традициями. Получили широкую известность такие композиторы Кубани, как Н. Хлопков, Г. Плотниченко и особенно приехавший в 70-е годы Г. Пономаренко, чьи произведения исполнялись и самодеятельными, и профессиональными коллективами. В Краснодарском крае функционировали три филармонии, три объединения музыкальных ансамблей. Успехом у публики пользовались эстрадный коллектив «Кубаночка», цыганское трио «Ловари», солисты Н. Кириченко, С. Мамикоян, В. Буры-лев. Наибольшей известностью и популярностью пользовались концерты Государственного ордена Дружбы народов Кубанского казачьего хора, выступающего не только по всему Союзу, но и за рубежом. Руководил (и руководит ныне) коллективом народный артист СССР, России и Украины В. Г. Захарченко.
В 1950-м создается Краснодарское краевое отделение Союза писателей СССР. Вскоре оно становится одним из крупнейших в стране. Среди писателей Кубани два - А. Знаменский и В. Лихоносов - удостоены звания лауреатов Государственной премии. Кубань славилась поэтами - продолжателями школы А. Твардовского: С. Хохловым, И. Вараввой, прозаиками И. Бойко, В. Неподобой, В. Логиновым, Л. Пасеню-ком, Ю. Абдашевым, А. Стрыгиным.
Плодотворно развивалась наука края. Выдающихся успехов достигли кубанские ученые - физик Б. Д. Розинг, географ Г. Г. Григор, профессора Краснодарского медицинского института И. П. Авроров, Р. Ф. Мель-ников-Разведенков, Н. П. Пятницкий, П. М. Старкова. К 1985 г. в научно-исследовательских учреждениях и вузах края работало около 200 докторов и свыше 3000 кандидатов наук.
Наиболее развитой считалась сельскохозяйственная наука. Имена выдающихся селекционеров академиков П. П. Лукьяненко, В. С. Пустовойта, М. И. Хаджи-нова, Г. С. Галеева стали широко известны не только в стране, но и за рубежом. Дважды Герой Социалистического Труда П. П. Лукьяненко вывел знаменитый сорт пшеницы «безостая-1», за счет внедрения которого колхозы получили прибавку урожая от 10 до 15 центнеров с гектара. Затем появились новые сорта озимой пшеницы «аврора», «кавказ», которые превзошли по урожайности «безостую-1» на 7-8 центнеров, а в ряде хозяйств дали прибавки до 12-15 центнеров с гектара. Новые сорта кукурузы, выведенные академиком М. И. Хаджиновым за 50 лет упорной, настойчивой работы, по урожайности превосходили старые на 30-35 центнеров с гектара.
Кубанские селекционеры дважды Герой Социалистического Труда В. С. Пустовойт, Л. А. Жданов, В. И. Щербина в кратчайший срок удвоили масличность подсолнечника. Более 50 лет В. С. Пустовойт посвятил созданию высокомасличных сортов «солнечного цветка». В результате производительность масложировой промышленности страны возросла, ежегодно на 800 тыс. тонн масла дополнительно, что в стоимостном эквиваленте равняется 1 млрд 200 тыс. рублей (в рассматриваемый период времени буханка хлеба стоила 14 к., 1 кг мяса - 2-4 р., автомобиль «Жигули» - 4-5 тыс. р.).
Помимо того, ученые края вывели прекрасные раннеспелые сорта черешни, высокопродуктивные сорта яблони, груши, абрикоса и других плодовых, а также более ста сортов овоще-бахчевых культур. Ученые Всесоюзного научно-исследовательского института риса передали в производство высокоурожайные сорта риса, создали новый тип инженерной оросительной системы. Во многих регионах нашей страны внедрялись достижения научно-исследовательских учреждений края, занятых проблемами добычи и переработки нефти, газа, нефтяного машиностроения, сейсмической разведки нефти, крепления скважин и буровых растворов и т. д.
Однако в развитии народного образования и научной деятельности имел место ряд проблем. Одной из них была слабая материальная база школ, средних специальных и высших учебных заведений. Нарастание негативных явлений в общественно-политической жизни страны приводило к постепенному снижению качества образования, которое отставало от растущего уровня требований современного производства. Это в свою очередь приводило к снижению компетентности выпускников-специалистов и особенно руководящих кадров. Кадровые перестановки в годы правления Н. С. Хрущева и Л. И. Брежнева, осуществлявшиеся не на основе профессиональных качеств, а по принципу личной преданности, «кумовства», не способствовали повышению профессионализма руководящих работников. Когда такие руководители ратовали за внедрение достижений науки и техники, то зачастую игнорировались проблемы сохранения природного баланса. Не производился комплексный анализ последствий того или иного шага (как, например, в случае с Краснодарским водохранилищем). Постепенно накапливались кризисные явления в области экологии.
Одной из важнейших проблем было нарушение принципа социальной справедливости в сфере образования. Возможности сельского и городского жителя были неравны, социальное происхождение также играло весьма заметную роль. Эти явления способствовали накоплению недовольства у населения по отношению к чиновничье-бюрократическому аппарату, подрыву веры к власти и ее дискредитации.
Оценивая культурное развитие Кубани в рассматриваемый период, можем отметить следующее. Как в целом по стране, так и в Краснодарском крае, период «эпохи застоя» отличался двойственностью и противоречивостью. С одной стороны - масштабные достижения в области науки, образования, просвещения, увеличение ассигнований на культурную сферу в общих показателях. Значительный рост числа обучающихся и повышение качества обучения, усиление культурно-массовой работы, появление выдающихся деятелей искусства и творческих коллективов, известных в СССР и за рубежом. С другой - рост социальной несправедливости в сфере высшего образования, слабая техническая оснащенность, отставание учебного процесса от требований реальной жизни. Культурная сфера, как один из важнейших «идеологических фронтов» партии, подвергалась идеологизации и мелочной опеке партийных органов, что не могло не сказаться отрицательно на ее творческом потенциале.
В целом в 1960 - начале 1980-х годов культура Кубани интенсивно развивалась по всем направлениям. Несмотря на некоторые негативные явления, нарастание кризисных процессов в общественной жизни, в творчестве писателей и художников, артистов и музыкальных деятелей Кубани нашли отражения лучшие стороны советской действительности, богатого историко-культурного наследия Краснодарского края - многонационального региона с глубокими культурными и историческими традициями.
Культура Кубани в 90-х годах XX в.
Культура, как известно, сохраняет историческую преемственность поколений и вместе с тем наиболее ярко демонстрирует изменения, происходящие в обществе.
Каждая эпоха, каждый период меняли культурный облик Кубани. Последнее десятилетие XX в. заняло в этом ряду особое место.
Среди многообразных культурных явлений одно из наиболее важных и наименее изученных - повседневная жизнь людей. 90-е годы существенно изменили то, что называется повседневностью. Люди преобразились внешне: другими стали одежда и аксессуары, предметы быта, стереотипы поведения, формы досуга, способы выделиться среди равных, уровень образованности, обороты речи. На это повлияли перемены в образе жизни, связанные с социально-экономической ситуацией, идеологическими трансформациями. Достаточно назвать некоторые потери и обретения в обыденной культурной жизни. Ушел в прошлое такой институт, как дом культуры, с его кружками, секциями, концертами, кинопросмотрами, который, особенно в сельской местности, как правило, был важнейшим культурным центром. Вместе с ним сошла на нет массовая самодеятельность. Практически исчезла такая форма досуга, как поход в кинотеатр. Все большее значение приобретали телевидение, видео, компьютерные игры.
При этом деление жителей Кубани на сельских и городских (почти равных по численности) становилось все более условным. С одной стороны, сельский житель постепенно включался в так называемую «городскую» культурную жизнь, с другой - городские жители не прерывали связей - социальных, экономических, родственных - с селом. Сложившийся менталитет кубанского жителя, связанного преимущественно с сельским хозяйством, обретал новые черты, которые раньше были немыслимы. Однако, несмотря на серьезные перемены, в менталитете кубанцев сохранялось множество традиционных ценностей, моральных установок, находивших свое воплощение в новых условиях. Культурная жизнь Кубани становилась разнообразнее и богаче.
Образование и наука. В системе образования наряду с государственными учебными заведениями появилась сеть негосударственных школ, средних специальных учебных заведений и вузов. Контроль их деятельности стал осуществляться посредством государственного лицензирования и аккредитации. Появились лицеи и гимназии с углубленным изучением ряда дисциплин и направлений.
Поднялся престиж кубанских вузов, открылось обучение по новым специальностям, соответствующим потребностям времени. Институт культуры, политехнический, сельскохозяйственный институты в Краснодаре получили статус университетов. Ряд кубанских институтов (например, краснодарские институты: физкультуры, медицинский) стали академиями. Появились вузы, связанные с хозяйственным своеобразием Кубани (университет курортного дела и туризма в Сочи). На территории края открывали свои филиалы различные российские вузы.
Плодотворно работали кубанские ученые, несмотря на сокращение государственного финансирования фундаментальных проектов.
Обычным явлением на Кубани стали региональные, всероссийские и международные научные конференции. В частности, регулярно проводились конференции, посвященные истории казачества, статус которых менялся от российского до международного. Появилась возможность финансирования исследований за счет грантов известных благотворительных фондов.
В течение последнего десятилетия XX в. происходило «возвращение» многих имен, которыми славится кубанская культура. Среди них - общественные деятели (К. Российский, Ф. Коваленко, Я. Кухаренко), ученые (Ф. Щербина, Е. Фелицын). Все интересующиеся смогли получить доступ к их богатому наследию. Достаточно упомянуть большой общественный резонанс, вызванный выходом в свет фундаментального труда Ф. Щербины «История Кубанского казачьего войска».
В 90-х годах стала заметно разнообразнее периодическая печать. Среди периодических изданий можно было найти газеты, выражавшие официальную точку зрения администрации («Кубанские новости»), пытавшиеся занимать относительно нейтральные позиции («Краснодарские известия», «Вольная Кубань»), откровенно коммерческие («Всякая всячина»). Тиражи, качество печати и материалов были самые различные. Малоизвестные издания («Человек труда», «Рассвет», «Солнышко», «Душа моя») соседствовали с достаточно популярными («Кубанский курьер», «Нива Кубани»). «Краснодарские известия» и «Вольная Кубань» со временем стали корпорациями, выпускающими кроме основных изданий множество других. Но на Кубани не был представлен весь спектр российской периодики. Научные и литературные журналы, информационно-методические издания были известны лишь специалистам («Педагогический вестник Кубани»). Появилась новая форма периодики - региональные вкладыши в центральные издания. Такими вкладышами обзавелись «Аргументы и факты», «Комсомольская правда». «Известия», «Московский комсомолец» и некоторые другие столичные газеты.
Физкультура и спорт. Советское государство, заботясь о своем «социалистическом» престиже, росте оборонного потенциала, обращало особое внимание на физкультуру и спорт. Они, как показал опыт, без государственной поддержки успешно развиваться не могут. Поэтому успехи СССР в спорте не случайны. Государству удалось придать физкультуре и спорту массовость.
Построенный в 1932 г. и разрушенный в период войны краснодарский стадион «Динамо» был вновь открыт в 1952 г. После реконструкции он надолго стал основной спортивной базой Кубани.
В 1960 г. был торжественно открыт крупнейший стадион края «Кубань». После реконструкции его вместимость составила 40 тысяч мест. Большие стадионы были построены в Сочи, Новороссийске и других городах края. Кроме спортивных занятий на стадионах проводились массовые зрелищные мероприятия: театрализованные представления с участием киноартистов, артистов цирка, коллективов художественной самодеятельности.
В 1969 г. в Краснодаре был открыт институт физической культуры (ныне -Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма), воспитавший целую армию специалистов и организаторов кубанского спорта. Массовые спортивные мероприятия были, несомненно, частью государственной идеологии: с их помощью в советском человеке воспитывали дух товарищества, взаимовыручки, чувство ответственности перед коллективом. Спортивные мероприятия, как правило, носили характер массовых зрелищных праздников. Кубано-Азово-Черноморская плавательная эстафета (1951 г.) охватывала маршрут в 900 км (от станицы Усть-Лабинской до Новороссийска). Только на краснодарском этапе в ней участвовало 120 пловцов. Тысячи людей в качестве зрителей наблюдали за ходом эстафеты.
Значительных успехов добилась Кубань в подготовке спортсменов высокого уровня. На всех Олимпиадах (с 1952 по 2000 г.) в состав олимпийских дружин СССР, а затем России входили представители кубанского спорта. За этот период ими было завоевано более 40 олимпийских медалей, в том числе 18 золотых.
Особенно успешно выступили кубанские спортсмены на последней Олимпиаде XX в. в Сиднее. По количеству завоеванных высших олимпийских наград кубанцы обошли такие спортивные страны, как Япония, Польша, Швеция.
Первой из кубанских спортсменов олимпийской чемпионкой стала краснодарская динамовка Людмила Брагина. Героиня Мюнхенской Олимпиады в беге на 1500 м Брагина трижды устанавливала мировые рекорды.
Далеко за пределами Кубани и России известна кубанская гандбольная школа. Многие ее воспитанники играют в составе сильнейших команд Европы. Особенно впечатляют успехи вратаря сборной России Андрея Лаврова. Участнику четырех Олимпиад, трехкратному олимпийскому чемпиону на Олимпиаде-2000 в Сиднее была оказана высокая честь - нести знамя российской команды на церемонии открытия игр.
Воспитанник сочинской школы тенниса Евгений Кафельников вошел в элиту мирового тенниса. К его победам на турнирах из серии «Большого шлема» добавилась золотая олимпийская медаль Сиднея в 2000 г. В этом же году титул шахматного короля завоевал Владимир Крамник из Туапсе.
Художественная культура. Значительным стимулом в культурной жизни Кубани стало проведение фестивалей.
С 1992 г. (февраль - март) на Кубани по инициативе созданного в декабре 1991 г. Центра песни композитора Г. Пономаренко стал проходить фестиваль «Звезды России». В Армавире с декабря 1992 г. начал свой путь международный фестиваль «Культура сближает народы». С июня 1993 г. на Кубани проводится фестиваль симфонической и камерной музыки «Эоловы струны», в котором принимают участие ведущие коллективы страны.
В сентябре 1991 г. в Краснодарском театре оперетты состоялся восьмой Всероссийский конкурс эстрадной песни. В ноябре 1992 г. здесь же прошел очередной конкурс. Позже театр оперетты неоднократно был местом проведения Всероссийского конкурса артистов оперетты, многие лауреаты которого влились в труппу театра.
Октябрь 1993 г. стал временем рождения рок-фестиваля «Южная волна», в котором принимали участие кроме местных групп исполнители и коллективы, пользующиеся любовью и уважением в России. С 1993 г. (сентябрь - октябрь) в муниципальном концертном зале камерной и органной музыки стал проводиться Международный фестиваль органной музыки с участием исполнителей из России, Молдавии, Латвии, Германии. В октябре 1996 г. состоялся Первый кубанский фестиваль балета.
Кубанские исполнители и коллективы участвовали во многих конкурсах и фестивалях в России и за рубежом, были отмечены различными премиями. Так, Кубанский казачий хор получил Государственную премию Украины имени Т. Шевченко. В феврале 1993 г. прошли Дни Кубани в московском «Совинцентре». В 1994 г. Краснодарский театр кукол (художественный руководитель А. Тучков) занял первое место на Казанском театральном фестивале. Актрисы Краснодарского драматического театра И. Макаревич и А. Кузнецова стали лауреатами фестиваля «Актерские звезды России» в Белгороде. Геленджикский театр «Тор-рикос» получил премию в Испании за спектакль «Любовь дона Перлемплина». Уроженец Кубани С. Женовач был отмечен театральной премией «Золотая маска» за режиссуру.
Немало для популяризации театрального искусства сделали организаторы театрального фестиваля, проходившего в Краснодаре. Иногда в нем участвовали не только кубанские театры (драмтеатр, театр оперетты, «Торрикос», театры Армавира и Майкопа и др.), но и театральные коллективы из Москвы и Санкт-Петербурга.
С 1991 г. в Сочи стал проходить кинофестиваль «Кинотавр». Сначала он имел статус российского открытого. С 1994 г. «Кинотавр» стал международным фестивалем. Здесь состоялись премьеры многих картин, впоследствии получивших многочисленные международные премии.
В сентябре 1992 г. в Анапе впервые состоялся российский кинофестиваль «Киношок». С 1994 г. он стал фестивалем стран СНГ и Балтии. Все бывшие республики СССР получили возможность не только демонстрировать свои достижения, но и проводить в рамках фестиваля семинары и научно-практические совещания по вопросам киноискусства и кинопроката. Если вначале здесь присутствовали фильмы, «шокирующие» публику и специалистов, то со временем Анапа стала местом смотра подлинных произведений киноискусства стран бывшего СССР. Кинофестиваль открыл возможность обмена опытом выживания в условиях коммерциализации киноискусства и поиска путей к зрителю в ситуации глубокого кризиса кинопроката.
Из полутора десятков фестивалей, регулярно проводившихся на территории СНГ и Балтии, лишь «Кинотавр» и «Киношок» сумели сохранить высокий уровень отбора кинопроизведений и организации работы с кинематографической общественностью и любителями кино. Это связано еще и с тем, что оба фестиваля пользуются заметной поддержкой администрации Краснодарского края.
Кроме этого, проходили фестивали в Адлере (развлекательного кино) и в Геленджике (детективного фильма). Краевой центр также не остался в стороне от фестивальной кинематографической жизни. В октябре 1993 г. состоялся Первый Краснодарский международный кинофестиваль-кинорынок фильмов комедийного и музыкального жанров. Второй фестиваль прошел в 1996 г.
Кинофестивали не ограничивались только конкурсными и внеконкурсными программами. Участники фестивалей, среди которых были известные актеры, в том числе кубанцы по происхождению (Н. Мордюкова, Л. Малеванная), молодые «звезды», встречались со зрителями, знакомили их с новинками отечественного кино. Таким образом отечественный кинематограф поддерживал связь с публикой в условиях кризиса.
В 1990-е годы приобрел популярность фестиваль фольклора Кубани «Золотое яблоко». С февраля 1993 г. в зале Краснодарского высшего музыкального училища-колледжа им. Н.А. Римского-Корсакова стал проводиться фестиваль «Екатеринодарские музыкальные встречи», а с мая того же года - «Кубанская музыкальная весна». В мае 1994 г. муниципальный концертный зал Краснодара вошел в ассоциацию лучших концертных залов России.
Все это способствовало росту интереса кубанцев к искусству, увеличивало количество посетителей концертных и театральных залов.
В 90-х годах известные за пределами Кубани писатели В. Лихоносов и А. Знаменский за произведения, написанные в этот период, были отмечены литературной премией им. М. Шолохова.
В 1993 г. Всекубанским казачьим войском была учреждена премия имени Я. Кухаренко в области литературы и искусства.
В конце 1980-х годов в Краснодаре был торжественно открыт Литературный музей Кубани (в доме Я. Кухаренко, известного общественного деятеля XIX в.). Работники музея стали не только хранителями традиций прошлого, но и популяризаторами современного литературного потенциала Кубани. Здесь происходят встречи, во время которых обсуждаются творческие планы и новые произведения.
Напряженно работали кубанские театры. Все это время в Геленджике существовал театр «Торрикос», демонстрировавший свои спектакли на различных фестивалях в стране и за рубежом, где его выступления сопровождал неизменный успех. Главный драматический театр Кубани в 1996 г. получил звание академического. Его коллектив строил свой репертуар на основе произведений Н. Гоголя, Ф. Достоевского, А. Чехова, М. Горького, М. Булгакова, Л. Леонова, кубанского поэта И. Вараввы. Музыкальный театр ставил зажигательные оперетты Ф. Легара, И. Кальмана, И. Штрауса, а также оперы. Специально для кубанских театров создавались пьесы, сюда приезжали ведущие режиссеры страны.
Уже в конце 1980-х при Краснодарском краевом отделении Союза композиторов России был организован камерный хор под руководством В. Яковлева. Хор, основу репертуара которого составляла русская классическая и духовная музыка, сочинения современных композиторов и обработки народных песен, быстро достиг высокого профессионального уровня и стал филармоническим коллективом. С 1992 г. это Краснодарский государственный камерный хор.
Приобрел широкую известность в стране и за рубежом Государственный Кубанский казачий хор под руководством народного артиста России и Украины В. Захарченко. На его базе был создан Центр народной культуры Кубани, при котором организована детская экспериментальная школа народного искусства.
В 90-х годах были введены звания «Заслуженный деятель искусств Кубани», «Заслуженный работник культуры Кубани», «Заслуженный артист Кубани», «Заслуженный работник кино Кубани».
С июня 1992 г. активно работал Краснодарский центр национальных культур. Он был призван «содействовать формированию национального самосознания, более полному и глубокому освоению и взаимообогащению традиционных культур разных народов, объединению их усилий для защиты общечеловеческих ценностей, решению гуманитарных и культурных проблем».
В начале 1990-х годов стали появляться новые телевизионные компании. Наряду с ГТРК «Кубань» в эфир выходили «Пионер», «Фотон», «АВС», «Контакт» и другие. Они создавали оригинальные программы, посвященные культурной жизни региона. С 1996 г. проводится фестиваль телевизионных программ Юга России. В 1997 г. в Краснодаре прошел фестиваль рекламы Юга России.
В 1990 г. было создано Краснодарское творческое объединение «Премьера», поначалу существовавшее как гастрольно-музыкальный театр. Постепенно состав объединения, руководителем которого стал народный артист России Л. Гатов, значительно расширился. В него вошли Кубанский симфонический оркестр, органный зал, Молодежный театр, Новый театр кукол и другие коллективы.
С начала 1990-х годов наблюдается расцвет изобразительного искусства. Преобладание цвета над формой, яркая декоративность и монументальность, поэтичность и праздничность - те особенности, которые отличают произведения кубанских живописцев. Общность территории, изобилующей солнечным светом, наличие в Краснодаре художественного училища и художественно-графического факультета Кубанского госуниверситета (большая часть кубанских живописцев и графиков - их выпускники) определили близость эстетических принципов, являющихся основой оригинальной кубанской школы изобразительного искусства.
Художественный музей, выставочный зал, коммерческие галереи позволили кубанским художникам познакомить со своим творчеством земляков и гостей Кубани. Практически все мастера принимали участие в выставках местного отделения Союза художников России. Большой интерес у специалистов и публики вызывали работы художников: О. и Л. Блохиных, А. Паршкова, Е. Казицына, произведения скульпторов А. Аполлонова, А. Карнаева и др.
Переломные моменты истории часто расцениваются как не лучшее время для развития культуры. Но это имеет место в том случае, если «развитие» понимается как восхождение по ступеням прогресса. Однако в искусствоведении утвердилось иное понимание термина «развитие», возвращающее к исконному значению слова, развитие как изменение. При таком подходе любая переломная эпоха может рас-сматриваться как период всплеска интереса к культуре во всех ее проявлениях. С одной стороны - отсутствие крупных материальных средств, способных поддержать, как правило, всегда нерентабельное культурное пространство, с другой -несокрушимое желание творить и создавать для людей нетленные ценности, не отрицающие прошлое, а дополняющие его.
В начале 90-х годов постепенно отходила в прошлое ориентация на единое идеологическое обоснование культурных процессов. Однако отсутствие общих идеологических посылов вызвало растерянность сначала у самих субъектов культурного пространства, а затем и у тех, кто формирует культурную политику. Это выразилось в поисках новых основ коллективной самоидентификации. Их опорой стало возвращение к традициям, связанным с патриотизмом, любовью к Родине, с историческими ценностями.
Плюрализм в подходах к культурному развитию нашел свое отражение в многообразии форм культурной жизни, связанных с национальным, конфессиональным, демографическим и в целом с социокультурным своеобразием региона. Все это вызвало острые дискуссии о судьбах культуры. Сетованиям по поводу глубокого духовного кризиса противостоит оптимизм, связанный с появлением новых возможностей приобщения людей к культурным ценностям. Далеко не всегда адекватную реакцию вызывает как в официальных кругах, так и среди представителей других групп населения феномен массовой культуры, весьма острой остается проблема защиты и сохранения культурного наследия прошлого.
Однако в целом можно отметить, что благодаря происшедшим переменам культурная жизнь Кубани стала богаче и разнообразнее.
|